Развитие жилищных отношений в России
1) спрос на рынке жилья, в том числе:
- все еще достаточно высоки процентные ставки по ипотеке (11-13 процентов);
- высокие цены на жилье;
- смешанный состав очереди на получение социального жилья;
- высокие ограничения в области определения жилищных прав;
2) предложение на рынке жилья, в том числе:
- большое количество согласований исходно-разрешительной документации;
- отсутствие земельных участков с инфраструктурой и процедур доступа к этим участкам.
По оценкам экспертов наиболее тяжелая ситуация в этом вопросе сложится в 2011 году, поэтому муниципалитетам необходимо уже сегодня приступать к его решению.
В основной своей части сектор жилищного строительства приватизирован - 90 процентов строительных организаций являются частными компаниями. Требования рынка обусловили переход строительного комплекса на новые, более прогрессивные конструкционные системы, включая уменьшение доли крупнопанельного строительства в пользу кирпичного, каменного, монолитного и сборно-монолитного.
Для существенного увеличения объемов и качества жилищного строительства, формирования рынка доступного жилья необходимо снять существующие организационные, административные и нормативные правовые ограничения.
Новая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации наряду с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами должна обеспечить комплексность и взаимосогласованность норм, регулирующих деятельность по территориальному планированию, подготовке и реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного и иного строительства. Снять препятствия по инвестированию в недвижимость и жилищное строительство, урегулировать деятельность в этой сфере государства, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Сформировать правила землепользования с целью застройки на территории муниципального образования.
Более полутора десятков законопроектов направлены на снятие ряда существующих ограничений и развитие системы ипотечного жилищного кредитования и привлечение инвестиций в жилищное строительство, уменьшение транзакционных издержек, в том числе за счет отмены нотариального удостоверения договора ипотеки (сегодня - 1,5 процента от суммы сделки), формирование кредитных историй и системы страхования ипотечных кредитных рисков.
Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется федеральной целевой программой "Жилище" 2002-2010 гг. Программа устанавливает основные количественные приоритеты: сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет, а также обеспечение уровня доступности приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 3 года. В настоящее время Программа включает 9 подпрограмм:
1. "Государственные жилищные сертификаты";
2. "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";
3. "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда";
4. "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";
5. "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
6. "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";
7. "Обеспечение жильем молодых семей";
8. "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
9. "Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
В 2004 году закончился первый этап этой Программы. Прошедший трехлетний период можно назвать предварительным этапом, в процессе которого было разработано большинство подпрограмм, накоплен первый опыт их практической реализации и координации. Программа финансируется и выполняется с превышением плановых показателей. Однако ясно определились и основные недостатки:
- дефицит федеральных бюджетных ассигнований на выполнение обязательств государства по обеспечению жильем граждан России;
- отсутствие концентрации федеральных бюджетных ассигнований на главных направлениях, их распыление по 9 подпрограммам, 5 государственным заказчикам, по всем регионам;
- отсутствие консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;
- слабое использование внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе личных средств граждан;
- отсутствие конкретных мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства.
С 2005 года начался второй основной шестилетний этап Программы. С целью повышения ее эффективности необходимо:
- изменить акцент Программы, подчеркнув направленность на решение проблемы формирования и развития рынка жилья;