Региональная целевая жилищная программа
В настоящее время Региональная целевая программа включает 9 подпрограмм:
1. "Государственные жилищные сертификаты";
2. "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению;
3. "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда";
4. "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";
5. "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
6. "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";
7. "Обеспечение жильем молодых семей";
8. "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
9. "Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
В 2004 году закончился первый этап этой Программы. Прошедший трехлетний период можно назвать предварительным этапом, в процессе которого было разработано большинство подпрограмм, накоплен первый опыт их практической реализации и координации. Программа финансируется и выполняется с превышением плановых показателей. Однако ясно определились и основные недостатки:
- дефицит федеральных бюджетных ассигнований на выполнение обязательств государства по обеспечению жильем граждан России;
- отсутствие концентрации федеральных бюджетных ассигнований на главных направлениях, их распыление по 9 подпрограммам, 5 государственным заказчикам, по всем регионам;
- отсутствие консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;
- слабое использование внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе личных средств граждан;
- отсутствие конкретных мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства.
С 2005 года начался второй основной шестилетний этап Программы. С целью повышения ее эффективности предлагается:
- изменить акцент Программы, подчеркнув направленность на решение проблемы формирования и развития рынка жилья;
- учесть в тексте Программы вопросы, связанные с принятием пакета законопроектов, направленных на развитие рынка доступного жилья, а также необходимость разработки и принятия нормативных актов федерального и регионального уровней с целью реализации указанного пакета законопроектов; - выделить в Программе два основных блока подпрограмм, имеющих цель:
- государственное стимулирование спроса на рынке жилья путем адресной целевой поддержки отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет установленные законом обязательства;
- государственное стимулирование предложения на рынке жилья путем формирования инженерной инфраструктуры, участков для строительства жилья, а также реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
Опыт реализации Программы "Жилище" в г. Серпухове позволят сделать вывод о том, что наиболее эффективное использование средств федерального бюджета, предназначенных для выполнения установленных законом обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, достигается, если эти средства направляются в виде адресных целевых субсидий, в форме государственных жилищных сертификатов.
Основу второго блока должна составить новая подпрограмма с рабочим названием "Формирование участков под жилищное строительство". В этой подпрограмме и частично в подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда" в соответствии с новым Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимо разработать и реализовать механизм выделения и инженерного обустройства участков, имеющих комплект исходно-разрешительной документации для строительства жилья, а также механизм последующей реализации таких участков инвесторам-застройщикам на конкурсной основе. Финансирование работ по формированию участков будет осуществляться на паритетных началах за счет регионального (муниципального) и федерального бюджетов. Федеральные средства - на возвратной основе (например, беспроцентный кредит), при этом наносится серьезный удар по условиям существования в строительном процессе таких понятий как "коррупция" и "взятки".