Политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
Качество подготовки трудовых ресурсов является важнейшим фактором социально-экономического развития и конкурентоспособности страны на мировом рынке. Рост производительности труда в современном мире основывается на повышении профессиональных характеристик рабочей силы, что способствует переходу экономики на передовые технологии, необходимому для ускорения темпов роста народного хозяйства. В то же время образование и профессиональная подготовка населения дают ряд позитивных социальных результатов: рост доходов, улучшение здоровья, снижение уровня безработицы, сглаживание социального неравенства и др.
На протяжении всего времени существования СССР постоянно происходило повышение среднего образовательного уровня населения: в 1920-х гг. была практически полностью ликвидирована безграмотность, а в последующие периоды вплоть до 1977 г. поэтапно вводилась система обязательного всеобщего среднего образования. В области профессионального образования значительное внимание уделялось подготовке инженеров, медицинских и педагогических работников. Программы обучения и численность студентов определялись в соответствии с потребностями экономики, причем существовавшая в то время система распределения выпускников обеспечивала квалифицированной рабочей силой нуждающиеся в ней регионы.
Реформы 1990-х гг. коренным образом изменили модель образования населения, приоритеты которой сместились в область формирования рынка образовательных услуг при минимальном участии государства. Спрос на эти услуги формировался стихийно в зависимости от текущей конъюнктуры рынка труда без учета будущей потребности в рабочей силе. Наиболее востребованными на рынке труда в тот период являлись специалисты в области экономики, права, финансов, информационных технологий, поэтому рынок образовательных услуг был ориентирован в значительной степени на подготовку именно этих специалистов. Поскольку государственная система профессионального образования была практически не готова к функционированию в условиях рыночной среды, появилось множество негосударственных учебных заведений, предлагающих программы, отвечающие потребностям населения в образовательных услугах. Динамичное развитие экономики, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности, обусловили необходимость формирования образовательной политики, реализация которой позволит укрепить потенциал трудовых ресурсов, а также обеспечит равноправное участие России в мировом сообществе.
В настоящее время образовательная структура трудовых ресурсов характеризуется практически равными долями граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, причем вместе эти группы составляют более 50% занятого населения. Начальное профессиональное образование (училище, лицей) имеют около 18% граждан. Таким образом, примерно 75% занятых в экономике профессионально подготовлены к трудовой деятельности.
Вместе с тем нельзя не обратить внимания на значительную долю лиц, не имеющих базовой профессиональной подготовки, около 27%. Фактически это категория работников, занятых неквалифицированным трудом, поскольку такой труд пока остается востребованным. Однако в случае увольнения шансов на трудоустройство у этих работников значительно меньше, чем у квалифицированных, о чем свидетельствуют данные, .