Организация как функция менеджмента
Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.
Организовать значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Содержанием функции является приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности, а также подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.
Организационная структура определяет состав и соотношение различных уровней в организации производства, а также формы этой организации.
В силу того, что все три компании являются крупными компаниями с широким ассортиментом продукции и ведут свою деятельность в мировом масштабе, для них оптимальна дивизиональная структура управления. Дивизиональные структуры основаны на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. В присущей этим компаниям структуре национальный рынок рассматривается как региональное подразделение.
Приведённая ниже схема отражает общий план построения структур управления трёх компаний.
Использование дивизиональных структур позволяет компаниям уделять конкретному региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего возможно быстрее реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, и адаптироваться к изменяющимся условиям. Этот вид структуры ориентирует на достижение конечных результатов деятельности компании (в данном случае: насыщение товарами конкретного регионального рынка). Однако он может вызвать противопоставление целей отделений общим целям развития компании; увеличение затрат на содержание управленческого аппарата вследствие дублирования одних и тех же функций в подразделениях и соответствующего увеличения численности персонала; затруднение осуществления контроля сверху донизу; действие в рамках подразделений всех недостатков линейно-функциональных структур.