Организация выступлений
В обстановке демократизации и гласности изменился характер вопросов. Расширился диапазон понятия «острый вопрос». Это не только вопрос, связанный с недостатками в снабжении, торговле, обслуживании, организации. Сегодня «острый вопрос» - это вопрос-критика, вопрос-выступление, вопрос-предложение. И чем больше таких вопросов, тем больше возможностей у менеджера вести откровенный разговор, живую дискуссию с аудиторией.
При этом исключается позиция «конфликтов с аудиторией», «обороны» от острых вопросов с переходом на контратаку; не словесная баталия, а современный поиск решения с учетом поставленных вопросов.
Совершенно недопустимы раздражение, пренебрежительный тон, даже если выступающие явно пытаются «завести» аудиторию. Противопоказаны грубость и высокомерие, они вызывают только отрицательную реакцию. Единственно возможная тональность ответов на вопросы – доброжелательный разговор на равных. Не уместно вообще «давать отпор» и «ставить на место».
Есть объективная необходимость особо отметить значимость первого выступления новоявленного руководителя.
«Первому выступлению нового руководителя придается особое значение, - делится своим практическими знаниями Шипунов, - его слушают с особым вниманием, поэтому с назначением на службу руководителю не следует торопиться с выступлением. Сначала нужно подробно проанализировать положение дел в коллективе и узнать людей, коллег по работе» [16, с. 197].
В первом выступлении нужно изложить программу своей личной работы по ознакомлению с коллективом. После того как подчиненные почувствуют, что руководитель конкретно начал знакомиться с новым делом, его фундаментальный доклад воспринимается как деловая программа действий.
В особо сложное положение попадает руководитель при назначении его в отстающий коллектив. В этом случае в первом выступлении необходимо:
- дать профессионально грамотно анализ сложившейся обстановки и указать пути выхода из нее. Здесь менеджер должен показать свои профессиональные качества, деловитость, реальность предлагаемых планов;
- показать реальные силы коллектива, его возможности по преодолению трудностей, улучшению социально-психологического климата; остановиться на возможных причинах конфликтов и путях их разрешения. Здесь руководитель должен показать свои возможности как воспитателя коллектива;
- расположить подчиненных к активному сотрудничеству, дать понять, что будет внимательно относиться к инициативе, предложениям, что нуждается в их помощи. Здесь менеджер показывает себя заинтересованным членом коллектива.