Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед
Деловое совещание – один из самых ответственных видов деятельности руководителя и важный фактор организации управления.
Совещание – это форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.
Эффективность совещаний зависит от того, как ими руководят. Для повышения эффективности совещаний необходимо учитывать, что в зависимости от степени плановости, характера рассматриваемых вопросов, назначения, психологических особенностей проведения и продолжительности совещания могут быть различного типа:
- плановые и неплановые;
- текущие (для обсуждения ряда взаимосвязанных вопросов) и целевые (по одному или группе взаимосвязанных вопросов).
По назначению различают
- информационные, оперативные (для обмена информацией в целях оценки действительного положения на объекте управления и выработки решений по дальнейшему управлению);
- дискуссионные (с целью коллективного обсуждения возникших проблем);
- учебные (с целью сообщения дополнительных знаний и информации);
- разъяснительные;
- проблемные (для выработки метода решения существующих проблем).
При подготовке любого совещания необходимо:
четко и однозначно определить тему совещания и ее цель;
тщательно разработать повестку дня, выбрать наиболее целесообразную последовательность вопросов;
заранее познакомить участников с теми фактами, которые могут обсуждаться в ходе дискуссии;
как можно раньше послать приглашение участникам;
выбрать помещение для заседаний с удобной планировкой;
На сегодняшний день существует множество видов совещаний. Например, в Японии «совещания без совещаний», телевизионные совещания в Западной Европе и США.
Шипунов предлагает 5 основных приемов деловых бесед, которые могут быть применены в любой ситуации [16, с. 220]. Итак, менеджеру в целях осуществления успешных переговоров необходимо:
1) привлечь внимание собеседника;
2) пробудить в собеседнике заинтересованность, и тогда он будет слушать вас (передача информации);
3) убедить собеседника в правильности наших предложений и идей (аргументация);
4) выявить интересы и устранить сомнения собеседника в реализации наших идей (нейтрализация, опровержение замечания);
5) преобразовать интересы собеседника в окончательное решение (принятие решения).
Наряду с этими пятью принципами ведения деловой беседы предлагается помнить о пяти важных рекомендациях, которые носят универсальный характер:
1) Изучите своего оппонента. Соберите как можно больше информации об интересах, целях и намерениях вашего собеседника. Понимание позиции оппонента позволяет лучше понять его поведение, предсказать его реакцию на те или иные предложения с вашей стороны и выработать решения с учетом интересов другой стороны.
2) Начните с позитивного шага. Уступки имеют тенденцию приводить к взаимности, и, в конечном итоге, к соглашению.
3) Сосредоточьтесь на проблеме, а не на личности. Концентрируйте внимание на важнейших моментах беседы, а не на личностных качествах собеседника. Когда беседа становится жесткой, не атакуйте оппонента. Помните, что вы не согласны с его идеями, а нес ним лично.
4) Стремитесь к взаимовыгодным решениям. Относитесь к исходным предложениям как к отправному пункту.
5) Создавайте атмосферу доверия и взаимопонимания. Менеджеры, часто и успешно участвующие в переговорах, как правило, хорошие слушатели; они задают много вопросов, четко формулируют свои аргументы, редко занимают оборонительную позицию и умеют обходиться без слов, которые могут раздражать оппонента (таких как «щедрое предложение», «справедливая цена», «разумная договоренность»).
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА