Система министерского делопроизводства XIX - начала XX вв.
В XIX в. документы регистрировались в журналах входящих и исходящих документов, которые подразделялись на общие и частные. Общие журналы велись канцелярии министра и департаментах, частные — в отделениях.
Ежемесячно в структурных подразделениях проводилась "ревизия дел", т. е. был внедрен систематически контроль за исполнением документов. По его результатам составлялись ведомости о количестве исполненных и неисполненных документов. В конце года доставлялась общая ведомость по министерству.
Ежегодная деятельность министерств заканчивалась отчетами, которых было три: отчет в суммах, отчет в делах, отчет в видах и предположениях к усовершенствованию каждой части. Для каждого отчета существовал особый порядок составления и представления.
Со всех исходящих документов снимались копии ("отпуски"), которые сдавались в архив министерства, где на них составлялись описи.
Организацию работы с документами в XIX в. следует рассматривать как четкую систему, обеспечивавшую движение, учет, контроль и хранение управленческих документов.
"Общим учреждением министерств" установлены единые принципы организации деятельности министерств и делопроизводства. Специфика каждого из них нашла отражение в "частных учреждениях".
Характерным явлением для XIX в. явилось стремление к сокращению объема документооборота, называемого "сокращение переписки", что достигалось путем делегирования части полномочий в принятии управленческих решений нижестоящим учреждениям и должностным лицам. Например, передавались полномочия в решении кадровых вопросов, расходовании денежных сумм, а также предпринималась попытка упорядочить потоки документов путем направления их в "те места, куда они по роду своему принадлежат". Данные меры по сокращению делопроизводства закреплены в специальных законодательных актах, изданных в 1831, 1852, 1860 гг.
Изобретение в последней трети XIX в. пишущих машин, ротапринтов, гектографов, ротаторов и их достаточно широкое распространение и применение в практике работы сопровождалось появлением новых способов документирования, ускорило изготовление документов.
Общегосударственные нормы в делопроизводственной сфере, заложенные в "Общем учреждении министерств", требовали изменений и развития. Отдельные ведомства пытались самостоятельно упростить делопроизводственный процесс. Например, в канцелярии попечителя Московского учебного округа внедряются элементы механизированной обработки документов: их печатают на пишущей машине, пометки о получении, регистрации, направлении на исполнение, об исполнении наносят с помощью механических нумераторов или штампов. Но основной смысл рационализации делопроизводства в этом учреждении сводился к расширению полномочий рядовых чиновников, к передаче ряда функций руководства (попечителя) рядовым работникам (инспекторам). Эта мера сразу же ускорила движение документов и привела к сокращению их объема.
Наиболее четко направления и способы совершенствования рационализации делопроизводства сформированы в "Положении о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве", изданном в 1911 г. Положение представляет собой типовую инструкцию по делопроизводству, разработанную военным ведомством для сети подведомственных военных учреждений разных уровней. Оно содержит рекомендации по составлению и оформлению документов, определяет порядок работы с ними, вводит в делопроизводство ряд прогрессивных технологий по передаче документов (телеграммы, телефонограммы), по их копированию и тиражированию.
На всем протяжении XIX в. издавались сборники образцов документов, называемых "письмовники", с целью помочь чиновникам и частным лицам составить документ в соответствии с существующими правилами.
В XIX в. начинается процесс формирования теории делопроизводства. Он связан с именами Ф. Русанова, Н. Варадинова, К. Зосимского, В. Вельдбрехта.
Главная особенность делопроизводства XIX — начала XX вв. заключалась в том, что и организация делопроизводственной службы, порядок оформления документов, и технология работы с ними прочно опирались на законодательную базу.