.Диагностика и анализ социально-психологического климата организаций (подразделения)
Для диагностики социально-психологического климата была выбрана методика, сочетающая в себе три инструмента исследования:
1) интервьюирование;
2) анкетирование;
3) наблюдение.
Основным инструментом получения информации является анкетирование. Содержание анкеты сочетает в себе такие диагностические методы как личностный вопросник и проективные техники, что позволяет получить более достоверную и полную информацию. Использование открытых, закрытых и полузакрытых вопросов способствует повышению обоснованности и полноты информации, а элементы проективных техник, обращаясь в большей степени к неосознанным реакциям человека, увеличивают глубину и личностный характер ответов, предполагая широкий диапазон разнообразных решений. Валидность анкеты подтверждается несколькими факторами:
- во-первых, наличием «вопросов лжи»;
- во-вторых, подтверждением или опровержением некоторых ответов анкеты собеседованиями с сотрудниками или наблюдением за ними во время заполнения анкеты;
- в-третьих, успешной неоднократной апробацией анкеты.
Методика предполагает комплексный, системный подход к проблеме корпоративной культуры и позволяет учесть для анализа мнения различных категорий сотрудников:
- высшего руководящего состава;
- руководителей среднего звена;
- линейных руководителей;
- специалистов;
- рабочих.
В исследовании социально-психологического климата ООО "Центр комплектации "ПромАрматура" приняло участие 22 человека. Участие приняли все сотрудники предприятия, которые постоянно находятся на рабочих местах или в дни опроса находились в офисе предприятия. Так как деятельность основной части работников носит разъездной характер опросить всех сотрудников предприятия не было возможности. Все респонденты были разделены на семь групп:
1. Дирекция (Д).
2. Руководители структурных подразделений (Рук.).
3. Линейные руководители (ЛР).
4. Специалисты (С).
5. Рабочие (Р).
6. Отдел сбыта и маркетинга (СМ).
7. Контрольная группа (КГ).
Выборка по каждой группе достаточно репрезентативна, т.к. в нее вошли представители с различной сочетаемостью возраста и стажа работы на предприятии. Разнообразие выборки подтверждает и тот факт, что в каждую группу попали представители, как производственных подразделений, так и представители администрации. Численность респондентов по каждой группе в общей выборке определялась прямо пропорционально доли данной группы в общей численности предприятии.
Оценка психологической атмосферы, характерной для корпоративной культуры предприятия проводилась с помощью перекрестных методик. Первоначально работники сформулировали факторы, на их взгляд максимально значимые для формирования психологического климата абстрактного предприятия. А затем были получены ответы на вопрос, относительно своего предприятия. Результаты коррелируют друг с другом и позволяют сделать следующие выводы.
В таблице 2 представлены сводные результаты ответа на вопрос «Факторы, наиболее влияющие на формирование психологической атмосферы на предприятии». Максимально значимыми факторами стали: «Заработная плата» (1,85), «Стабильность предприятия» (2,14), и «Условия работы на предприятии» (2,42).
Эти факторы по значимости значительно опережают остальные. Можно предположить, что существенное изменение хотя бы одного из выше названных факторов может существенно повлиять на психологическую атмосферу. Существенное изменение фактора может произойти независимо от ситуации внутри предприятия, например, на изменение факторов может повлиять нестабильность политической и экономической ситуации в стране или приход на рынок новых производителей аналогичной продукции. Повышенная значимость данных факторов может так же свидетельствовать о недостаточной лояльности персонала предприятию в целом.
По категориям специалистов результаты распределились следующим образом (см. табл. 2).
Таблица 2 - Ранжирование факторов, наиболее влияющих на формирование психологической атмосферы на предприятии
Факторы |
Д |
КГ |
Рук |
ЛР |
С |
СМ |
Р |
Ср.ранг |
Интересный и содержательный труд |
4 |
4 |
7 |
2 |
6 |
1 |
5 |
4,14 |
Условия работы на предприятии |
3 |
2 |
4 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2,42 |
Заработная плата |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1,85 |
Отношения между сотрудниками |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Стабильность предприятия |
2 |
1 |
1 |
1 |
4 |
5 |
1 |
2,14 |
Внимательное отношение к персоналу со стороны руководства |
6 |
6 |
3 |
5 |
5 |
6 |
8 |
5,57 |
Стиль управления, принятый на предприятии |
5 |
7 |
6 |
3 |
7 |
7 |
7 |
6 |
Известность предприятия |
8 |
9 |
8 |
7 |
9 |
8 |
9 |
8,28 |
Льготы и поощрения, принятые на предприятии |
7 |
8 |
9 |
6 |
8 |
9 |
6 |
7,57 |
Корпоративные праздники |
9 |
10 |
10 |
8 |
10 |
10 |
10 |
9,57 |