Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач
1.9.6 Мысленно меняем стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до ∞. Как теперь решается задача?
Часть 2. Построение модели задачи
2.1 Записать условия задачи, не используя специальные термины.
Примеры
А. Шлифовальный круг плохо обрабатывает изделия сложной формы с впадинами и выпуклостями, например, ложки. Заменять шлифование другим видом обработки невыгодно, сложно. Применение притирающихся ледяных шлифовальных кругов в данном случае слишком дорого. Не годятся и эластичные надувные круги с абразивной поверхностью — они быстро изнашиваются. Как быть?
2.2 Выделить и записать конфликтующую пару элементов. Если по условиям задачи дан только один элемент, перейти к шагу 4.2.
Правило 1. В конфликтующую пару элементов обязательно должно входить изделие.
Правило 2. Вторым элементом пары должен быть элемент, с которым непосредственно взаимодействует изделие (инструмент или второе изделие).
Правило 3. Если один элемент (инструмент) по условиям задачи может иметь два состояния, надо взять то состояние, которое обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса (основной функции всей технической системы, указанной в задаче).
Правило 4. Если в задаче есть пары однородных взаимодействующих элементов (А1, А2 . и Б1, Б2 .), достаточно взять одну пару (А1 Б1).
Примеры
А. Изделие - ложка. Инструмент, непосредственно взаимодействующий с изделием, - шлифовальный круг.
2.3 Записать два взаимодействия (действия, свойства) элементов конфликтующей пары: имеющееся и то, которое надо ввести; полезное и вредное.
Примеры
А.1 Круг обладает способностью шлифовать.
2 Круг не обладает способностью приспосабливаться к криволинейным поверхностям.
2.4 Записать стандартную формулировку модели задачи, указав конфликтующую пару и техническое противоречие.
Примеры
А Даны круг и изделие. Круг обладает способностью шлифовать, но не приспосабливается к криволинейной поверхности изделия.
Часть 3 Анализ модели задачи
3.1 Выбрать из элементов, входящих в модель задачи, тот, который можно легко изменить и т. д.
Правило 5. Технические объекты легче менять, чем природные.
Правило 6. Инструменты легче менять, чем изделия.
Правило 7. Если в системе нет легко изменяемых элементов, следует указать «внешнюю среду».
Примеры
А Форму изделия нельзя менять: плоская ложка не будет держать жидкость. Круг можно менять (сохраняя его способность шлифовать)— таковы условия задачи.
3.2 Записать стандартную формулировку ИКР (идеального конечного результата).
Элемент (указать выбранный на шаге 3.1) сам (сама, само) устраняет вредное взаимодействие, сохраняя способность выполнять (указать полезное взаимодействие).
Правило 8. В формулировке ИКР всегда должно быть слово «сам» («сама», «само»).
Примеры
А Круг сам приспосабливается к криволинейной поверхности изделия, сохраняя способность шлифовать.
3.3 Выделить ту зону элемента (указанного на шаге 3.2), которая не справляется с требуемым по ИКР комплексом двух взаимодействий. Что в ней — вещество, поле? Показать эту зону на схематическом рисунке, обозначив ее цветом, штриховкой и т. п.