Понятие аттестации и ее место в системе кадровой политики региона
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Как можно видеть, базовая цель аттестации прослеживается в каждом из рассматриваемых нормативно-правовых актов, а именно: определение пригодности служащего к дальнейшей работе в занимаемой должности.
Что касается определений аттестации, содержащихся в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, то, представляя собой лишь простую компиляцию федерального законодательства, они мало чем отличаются от определений аттестации, приводимых в действующем федеральном законодательстве.
Так, например, определение аттестации Закона Волгоградской области "О государственной гражданской службе Волгоградской области" [11] не имеют существенных отличий от определения аттестации от определения Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации": "Аттестация гражданского служащего Волгоградской области проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы". То же самое можно сказать и об определении Закона г. Москвы. [12]
Таким образом, мы наблюдаем сохранение практики законодательных собраний субъектов Российской Федерации в части, касающейся принятия законов о государственной гражданской службе, простой компиляции и минимального внесения изменений.
Основу механизмов, способствующих повышению эффективности деятельности гражданских служащих субъектов Федерации, должны составлять современные кадровые технологии, среди которых следует отметить такие как:
1. назначение на должность государственной гражданской службы по итогам проведения конкурса;
2. содействие должностному росту государственных служащих на конкурсной основе;
3. формирование и использование кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы;
4. оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих посредством проведения аттестации
и квалификационного экзамена;
5. ротация служащих и другие. [13]
Следует также отметить, что для кадровой политики региона цель аттестации заключается не столько в определении соответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, сколько в совершенствовании деятельности региональных органов государственной власти и их структурных подразделений по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров государственной службы.
В ходе проведения аттестации решаются следующие задачи:
1. соблюдение на практике принципов службы;
2. обеспечение законности в системе функционирования службы;
3. формирование профессионального кадрового персонала;
4. выявление потенциальных возможностей служащих с целью их дальнейшего карьерного роста;
5. применения к служащему мер ответственности и стимулирования;
6. повышение дисциплины и ответственности служащих;
7. поддержание стабильности службы;
8. стимулирование повышения квалификации и профессионализма служащих;
9. предупреждение и борьба с коррупцией в системе службы. [14]
В.И. Петрова также выделяет такие задачи, как:
выявление перспективы использования его потенциальных способностей, стимулирования роста профессиональной компетенции;
определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки;
обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения гражданских служащих в целях карьерного роста, а также своевременного освобождения гражданского служащего от замещаемой должности или перевода на иную, в том числе нижестоящую должность или участок работы. [15]
Вышеперечисленные задачи можно дифференцировать и сказать о том, что одни цели являются контрольными, поскольку преследуют интерес государства и общества иметь в государственном аппарате высококвалифицированных специалистов, усовершенствовать систему управления, оптимально использовать кадровый потенциал. Другие цели относятся к мотивационным и преследуют личностный интерес государственного служащего, подвергающегося аттестационной процедуре, результатами которой могут стать: повышение или понижение по службе, награды и т.п.
К основным принципам аттестации относятся те, которыми руководствуются во всех государственных органах, в которых проводится аттестация. К их числу относятся: законность; объективность; гласность, всеобщность, беспристрастность, коллегиальность, системность и определенность аттестации, комплексность аттестации и дифференцированный подход, периодичность проведения аттестации государственного служащего, обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии, действенность аттестации.