Примерный состав и порядок проведения работ по созданию продукции на исследовательско-проектной стадии
Для новой или модернизированной продукции на данной стадии исследования характерны следующие виды работ (в их основе лежат положения ТЗ):
- сбор и анализ научно-технической литературы, НТД и НМД, эксплуатационной и другой информации об аналогах продукции, материалах и технологиях;
- изучение рынка и уточнение требований к продукции.
- проведение патентных исследований;
- составление аналитического обзора;
- разработка, формулирование, выбор и обоснование направлений решения поставленных в ТЗ задач и их оценка;
- оценка ориентировочной эффективности (экологической, социальной и экономической) и рисков создаваемой продукции;
- разработка гипотез и построение теоретических моделей продукции;
- разработка программы, план-графика и методики исследования и проектирования продукции;
- составление, промежуточного отчета и его рассмотрение (при необходимости);
- разработка технической документации (методики и документов для проведения эксперимента), подготовка экспериментальных моделей (макетов, экспериментальных образцов, испытательного оборудования), проведение проектных экспериментальных работ и обработка полученных данных;
- сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями и корректировка теоретических моделей объекта;
- проведение дополнительных экспериментов (при необходимости);
- определение эффективности исследования;
- составление промежуточного отчета и его рассмотрение (при необходимости);
- обобщение результатов предыдущих работ;
- оценка полноты решения задач;
- проведение дополнительных исследований и работ по патентной защите и чистоте продукции (при необходимости);
- разработка рекомендаций по использованию результатов проведенных исследований;
- формулирование технических требований для технического задания на разработку продукции;
- изготовление и испытания опытного образца или опытной партии;
- оформление и направление в патентное ведомство заявок на получение патентов или свидетельств (при наличии решений, составляющих предмет соответственно изобретения или открытия);
- отбор целевых рынков (проводится параллельно с проектированием и разработкой продукции);
- разработка комплекса маркетинговых мероприятий по продвижению продукции на целевые рынки;
- доработка, проверка, корректировка и утверждение технической документации (в том числе получение сертификатов качества);
- маркетинговое и коммерческое тестирование продукции;
- изучение, анализ и использование опыта по созданию и эксплуатации экспериментальной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
- корректировка и (или) модификация продукции и технической документации;
- оценка экологической, социальной и экономической эффективности (экологической, социальной и экономической) и рисков создаваемой продукции;
- составление отчета о проведенном исследовании;
- рассмотрение результатов проведенных исследований и приемка работы в целом.
Приведенный перечень в каждом конкретном случае может быть дополнен, некоторые позиции могут быть объединены или в обоснованных случаях отсутствовать. При этом следует учитывать, что комплексы маркетинговых мероприятий по продвижению продукции на рынки сбыта должны разрабатываться и реализовываться на каждой из стадий ее жизненного цикла.