Индра Нуйи - влиятельная женщина американского бизнеса
Но проблем в PepsiCo хватало. Управленческая машина то и дело давала сбои в связи с неоптимально структурированным бизнесом. Индре, как новичку в компании с вековыми традициями, пришлось приложить немало энергии, изобретательности и даже артистизма, чтобы доказать необходимость реформ исполнительному директору Роджеру Энрико, глаз у которого, как говорят снайперы, был "замылен".
По инициативе именно Нуйи фастфудовское питание выделили в самостоятельное направление за счет создания компании YUM! Brands Inc., владеющей сетями ресторанов КFC, Pizza Hut, Taco Bell. В результате PepsiCo стала лучше слушаться руля, что привело к росту прибыли и повышению капитализации.
Постоянная нацеленность на результат и эффективность предложенных Индрой Нуйи программ оздоровления бизнеса оценили: в 2000-м ее назначили финансовым директором PepsiCo. На новом посту Индра развила еще более кипучую деятельность. Приобрела компании по производству соков Tropicana за $3,3 млрд., что позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции. Удачным финансовым решением было публичное размещение акций дочерней компании Pepsi Bottling Group Inc. Присоединения следовали одно за другим. Популярный пищевой бренд Quaker Oats, производитель спортивных напитков Gatorade, компания South Beach Beverage (SoBe), выпускающая напитки на основе лекарственных трав, Cheetos, специализирующаяся на семечках и орешках…
Через год после ее назначения доходы PepsiCo увеличились на 40%. Еще через год - на 70%. Кристофер Микер, аналитик компании Farr Miller & Washington LLC, которой принадлежит пакет акций PepsiCo на сумму в $500 млн., так характеризует нашу героиню: "У нее всегда был острый нюх на то, что происходит во всех сферах бизнеса, и ни у кого нет ни малейших сомнений в ее компетентности и способности вести дела". Этот самый иррациональный "нюх" подкрепляется и вполне рациональными принципами управления, на которые опирается Индра. Один из них – постоянное стремление к обновлению маркетинговой политики. "Как только новая бизнес-схема разработана, - говорит Индра, - она устаревает. Потому что кто-то уже начинает ее копировать".
В октябре 2006 года Индра Нуйи заняла пост СЕО PepsiCo, сменив 58-летнего Стива Райнемунда, возглавлявшего корпорацию пять лет. Уходя в отставку, он весьма доброжелательно охарактеризовал свою преемницу: "Успехи Индры в реконструкции компании говорят сами за себя. Когда я возглавлял компанию, она была для меня бесценным партнером и союзником".
Два года подряд журнал Fortune объявляет ее самой влиятельной женщиной в американском бизнесе. Сама Индра из своей бизнес-стратегии секрета не делает.
Она сформулировала пять принципов, благодаря которым ей удается всегда быть на высоте. Вот они:
1. Деньги, престиж или власть – не самоцель. Считать себя успешным может лишь человек, который посвятил свою жизнь тому, что он больше всего любит, что ему по-настоящему интересно.
2. Необходимо с самого раннего возраста поставить себе высокие цели. И не размениваться по пустякам.
3. Учиться надо всю жизнь, независимо от возраста. При этом важно обращать внимание не только на теоретические знания, но и на практический опыт - Индра Нуйи до сих пор минимум полдня в неделю ходит по гастрономам, чтобы лучше ориентироваться в конъюнктуре и в настроениях покупателей.
4. Необходимо открытое творческое взаимодействие с людьми других культур, что составляет основу американского общества. Индра Нуйи уподобляет представителей пяти материков, живущих в США, пяти пальцам одной руки.
5. Три главные опоры в жизни – семья, друзья и вера. Сталкиваясь с непростыми жизненными обстоятельствами, Нуйи в первую очередь обращается к религии, и это ей помогает.
На работе она предельно демократична, что притягивает к ней коллег. По офису ходит босиком. На корпоративные вечеринки приходит в сари, и не просто воодушевленно, на хорошо поет, припоминая игру в школьной рок-группе. Любит танцевать. И проводит танцевальные конкурсы, поскольку в компании, производящей низкокалорийные напитки и продукты, сотрудникам следует поддерживать хорошую физическую форму. К тому же она страстная болельщица, может часами смотреть видеозаписи игр своего любимого баскетболиста Майкла Джордана.