Как происходит захват власти
На рынке существует ряд игроков, использующих тактику слияний для расширения своего бизнеса. Их можно условно классифицировать следующим образом:
1. Финансово-промышленные группы, которые строят вертикально интегрированные холдинги "от сырья до покупателя".
2. Прямые конкуренты, стремящиеся к контролю над большей частью локального рынка конкретной продукции или услуги.
3. Инвестиционные компании, для которых недружественные поглощения являются способом заработка.
4. Специализированные компании, действующие в интересах существующих либо потенциальных заказчиков.
5. Корпоративные шантажисты ("greenmailers").
Исходя из определения потенциально опасного для бизнеса субъекта, можно выделить следующие мотивации "захватчика":
увеличение доли на рынке;
устранение конкурентов;
установление контроля над продавцами или поставщиками;
"приобретение доходов" атакуемой компании;
перепродажа активов или компании в целом по более высокой цене;
корпоративный шантаж.
Определившись с мотивами, "поглощающая компания" выбирает цель, после чего начинается самый важный подготовительный этап планирования захвата, практически не заметный для компании-цели, при этом в нем задействованы весьма серьезные силы и ресурсы. У организаций, специализирующихся на недружественных поглощениях, существует понятие "рейдпригодный объект". В первую очередь к ним относятся компании, стоимость бизнеса которых значительно дешевле, чем принадлежащие им активы. Зачастую это как раз неэффективные предприятия, которые не платят дивиденды, ущемляют права миноритарных акционеров. Подготовительный этап начинается со сбора и анализа информации - прежде всего открытой, находящейся в свободном доступе. Здесь, в частности, помогает мониторинг прессы, где упоминается интересующая рейдера организация. Сравнительно нетрудно получить в России и закрытую информацию. Например, данные, предоставляемые для налоговых органов юридическим лицом, сведения об экспортных и импортных операциях (таможня), о зарегистрированных на компанию недвижимости и транспортных средствах. Стратегически важны данные о распределении акций между владельцами той или иной фирмы, не менее ценна инсайдерская информация. Наибольший интерес для "захватчика" представляют:
корпоративная информация: учредительные документы, положения, регламентирующие деятельность органов управления, протоколы собраний, протоколы заседаний советов директоров, сведения о дочерних и зависимых обществах, о величине и структуре уставного капитала, оперативная информация об изменениях в реестре акционеров компании;
финансово-экономическая информация: бухгалтерские балансы, сведения о наличии и структуре дебиторской и кредиторской задолженности, о наличии ликвидного имущества и его правовом статусе, информация об имеющихся обременениях имущества, информация о контрагентах компании-цели, информация о налоговой и банковской истории предприятия;
сведения о менеджменте и собственниках компании-цели: данные о занимаемых должностных позициях, количестве принадлежащих им акций или долей в уставном капитале, способе приобретения и оплаты акций долей в уставном капитале, личная информация.
Как правило, ни одна успешная сделка по агрессивному захвату не обходится без участия федеральных или местных властей, органов судебной власти, правоохранительных и контролирующих ведомств. На представителей компании-цели демонстрация захватчиком плотного альянса с властями всегда производит сильнейшее впечатление. Административный ресурс никогда не афишируется, но при этом его незримое присутствие ощущается. Захватчик оценивает возможности привлечения СМИ, производит оценку правовых, экономических, административных рисков и затрат. Собрав или купив информацию о жертве, профессиональный рейдер разрабатывает план захвата с подробным бюджетом, как правило, 10-25 процентов от рыночной стоимости объекта. В любом случае, если рейдеру удалось получить контроль над активами жертвы хотя бы на несколько часов - дело сделано. Формально фирма-покупатель захваченных активов - "добросовестный приобретатель", и на то, чтобы отсудить у нее (или у следующего покупателя) эти активы, если это вообще удается, уходят долгие месяцы и годы.