Диагностика системы управления персоналом
Вопросы управления персоналом были в числе приоритетных с момента создания фирмы "Аква-Дон", хотя за время ее существования кадровая политика претерпевала существенные изменения. В первые годы существования (1996-1999 гг.) основной задачей организации было формирование коллектива, подбор сотрудников необходимой квалификации в необходимом количестве. В этот период вопросы управления персоналом целиком находились в сфере ответственности генерального директора и руководителей структурных подразделений.
В связи с интенсивным ростом численности сотрудников в 2000-2003 годах генеральным директором компании было принято решение о введении в штат организации новой единицы – специалиста по управлению персоналом (2003 г.). Основными задачами специалиста по управлению персоналом на данном этапе были постепенная централизация кадровых функций, организация кадрового делопроизводства и документооборота.
По мере развития предприятия, роста численности, а также в ходе изучения опыта ведущих зарубежных и отечественных предприятий, в 2005 году была сформирована служба персонала в количестве двух штатных единиц – начальника службы и менеджера по персоналу.
В этот период основными целями предприятия в области работы с персоналом стали обеспечение необходимого уровня знаний и навыков работающих сотрудников, что было связано, в первую очередь, с техническим переоборудованием производства – запуском первой автоматизированной линии розлива. В работе службы персонала, при сохранении традиционной функции подбора персонала и кадрового делопроизводства, акцент был смещен на вопросы организации обучения персонала в соответствии с текущими потребностями предприятия, проведения периодических аттестаций с последующей ротацией персонала.
2006 год можно считать своеобразной вехой в жизни компании – в этом году руководством предприятия было принято решение о внедрении системы менеджмента качества, и это определило дальнейшие пути развития как предприятия в целом, так и службы персонала. Основной задачей службы стала систематизация таких направлений кадровой работы, как подбор, обучение, аттестация и мотивация персонала, управление корпоративной культурой, формирование социальной политики компании, кадровый учет и отчетность.
В этот период кадровая служба предприятия начинает активно использовать современные технологии найма, в том числе интернет-рекрутинга, расширяет спектр методик, применяемых при оценке как кандидатов на вакантные должности, так и работающих сотрудников. Претерпевают изменения порядок адаптации, обучения и развития, схемы оплаты труда, организация внутренних коммуникаций с персоналом.
Следует отметить, что с 2006 года начинается документирование основных процедур, отражающих кадровую политику предприятия: разрабатываются Положение о подборе персонала, Положение об адаптации персонала, пересматриваются Положения об оплате труда и премировании и т.п.
С 2006 года по настоящий момент на период на предприятии установлена система оценки деятельности структурных подразделений по ключевым показателям – ежемесячных и ежегодных. С точки зрения темы данной работы особый интерес представляют показатели службы персонала, которые фактически отражают состояние кадрового менеджмента на предприятии.
В таблице 1.1 приведен перечень ключевых показателей деятельности службы персонала, который во многом отражает приоритетные подсистемы в системе управления персоналом.
Таблица 1.1 – Ключевые показатели деятельности службы персонала
№ п/п |
Наименование показателя |
Содержание показателя |
Периодич-ность оценки |
1 |
Списочная численность на конец отчетного периода, чел. |
Общее количество персонала по категориям: § руководители, § специалисты и служащие, § рабочие |
ежемесячно и ежегодно |
2 |
Среднесписочная численность, чел. |
ежемесячно и ежегодно | |
3 |
Возрастной состав |
Количество человек и % от общей численности по категориям: § до 30 лет, § до 40 лет, § до 50 лет, § свыше 50 лет |
ежегодно |
4 |
Образовательный уровень персонала |
Количество человек и % от общей численности по категориям: § среднее и начальное проф.образование, § среднее профессиональное, § высшее |
ежегодно |
5 |
Количество принятых, чел. |
ежемесячно | |
6 |
Коэффициент оборота по приему, % |
Доля принятых сотрудников в среднесписоч-ной численности за отчетный период |
ежегодно |
7 |
Количество уволенных, чел. |
ежемесячно | |
8 |
Коэффициент оборота по увольнению, % |
Доля уволенных сотрудников в среднесписоч-ной численности за отчетный период |
ежегодно |
9 |
Текучесть персонала |
Доля сотрудников, уволенных по собственному желанию в среднесписочной численности за отчетный период по категориям: руководители, специалисты и служащие, рабочие |
ежемесячно и ежегодно |
11 |
Качество отбора персонала, % |
Доля сотрудников, непрошедших испытатель-ный срок, от общего числа уволенных |
ежемесячно и ежегодно |
12 |
Затраты на подбор персонала |
§ Общая сумма в натуральном выражении и в % от фонда оплаты труда; § Затраты в расчете на 1 сотрудника (руб.) |
ежемесячно и ежегодно |
13 |
Затраты на обучение персонала |
§ Общая сумма в натуральном выражении и в % от фонда оплаты труда; § Затраты в расчете на 1 сотрудника (руб.) |
ежемесячно и ежегодно |
14 |
Количество сотруд-ников, прошедших аттестацию, % |
Доля от общей численности персонала |
ежемесячно и ежегодно |
14 |
Издержки на персонал за отчетный период |
Общие затраты в натуральном выражении (в рублях) и доля в объеме реализации за отчетный период (в %) |
ежемесячно и ежегодно |
15 |
Производительность труда |
Отношение объема реализации к числу сотрудников (в рублях) |
ежемесячно и ежегодно |