Функциональная роль исследования в развитии системы управления
-кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем;
-компетентность и подготовка высшего руководства предприятия;
-система мотивации работников;
-соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.
Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить
-неформальную структуру организации;
-систему общения и поведения работников;
-последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей;
-положение предприятия по сравнению с другими организациями;
-способность привлекать высококвалифицированных специалистов.
Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факторы внешней среды организации.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности.
Анализ внешней среды позволяет
-своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей,
-разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств,
-разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.
Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, подвергаемые анализу.
При анализе экономических факторов рассматриваются
-темпы инфляции (дефляции),
-налоговые ставки,
-международный платежный баланс,
-уровень занятости населения,
-платежеспособность предприятий.
Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая:
-соглашения по тарифам и торговле между странами;
-протекционистскую таможенную политику, направленную против других стран;
-нормативные акты федерального правительства и местных органов власти,
-уровни развития правового регулирования экономики,
-отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству,
-кредитную политику властей и т.д.
Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стратегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются:
-демографические условия деятельности предприятия,
-уровень доходов населения и их распределение,
-жизненные циклы различных товаров и услуг,
-уровень конкуренции,
-доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.
При анализе социальных факторов учитывают:
-обостренные национальные чувства,
-отношение основной массы населения к предпринимательству,
-развитие движения в защиту прав потребителей,
-изменение общественных ценностей,
-изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.
Контроль за технологической внешней средой позволяет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать:
-изменения в технологии производства,
- изменения в конструкционных материалах,
-применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг,
- использование компьютеров в управлении,
-изменения в технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:
• анализ будущих целей конкурентов;
• оценка их текущей стратегии;
• оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;
• изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.
Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается:
-политика правительств других стран в области внешней торговли,
-направление развития совместного предпринимательства и международных отношений,
-уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.
Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов, облегчает руководству организации получить ответы на интересующие его вопросы:
-какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации;
-какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации;
-какие факторы представляют большие возможности для достижения общефирменных целей.