Виды и характеристики исследований
Описательное исследование — более сложный тип исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.
Аналитическое исследование — самый глубокий тип исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования — это эксперимент, который служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.
Процесс совершенствования управления всегда предусматривает выбор того или иного типа исследования. Это позволяет получить больший эффект.
В практике управления встречаются все эти типы исследований.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются:
• методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
• организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
• ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
• объект (система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем) и
• предмет исследования (конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования);
• тип исследования, отражающий своеобразие всех характеристик;
• потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
• результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
•эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных результатов.