Понятие и причины конфликта
Конфликты ведут к перестройке существующих и формированию новых социальных институтов и механизмов, способствуют образованию и консолидации групп, сохранению между ними границ, баланса интересов и власти и, таким образом, обеспечивают углубление и относительную стабильность внутренних отношений.
Наконец, конфликты способствую повышению активности и мотивации к работе, росту квалификации, стимулируют споры и любознательность, появление новых идей и альтернатив развития организации, рост способности к изменениям, повышение качества принимаемых решений. Совершенно без конфликтов, переживаний, напряжений человек может остановиться в своем развитии. Все это облегчает процесс управления, повышает его эффективность, а поэтому конфликты часто в зависимости от ситуации лучше не подавлять, а регулировать.
Бытует мнение, что конфликт - это явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникает. В действительности же конфликты могут иметь как позитивные, так и негативные последствия (табл. 1). Преобладание тех или иных последствий конфликтов зависит в основном от управления ими.
Последствия конфликтов
Позитивные |
Негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте |
Большая расположенность сторон к сотрудничеству в будущем |
Рост текучести кадров, снижение дисциплины, ухудшение морально-психологического климата в коллективе |
Усиление чувства причастности людей к решению проблемы и облегчение его реализации |
Представление о другой группе как о враге |
Выявление проблемы до начала реализации решения |
Чрезмерное увлечение конфликтом в ущерб работе |
Расширение набора альтернативных вариантов решения проблемы |
Придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы |
Получение новой информации об участниках и мотивах конфликта, о возможных оппонентах |
Уменьшение или прекращение сотрудничества между участниками конфликта |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
Усиление враждебности между конфликтующими сторонами |
Стимулирование к изменению и развитию |
Сложное восстановление деловых контактов |
Снижение синдрома покорности у подчиненных |
Усиление непродуктивной конкуренции с другими группами |