Теория мотивации Д. Макгрегора
Данную концепцию можно отнести к альтернативной. Эта концепция включает две противоположные (параллельные) теории: теорию «X» и теорию «Y».
Теория «X» во многом отражает основные воззрения Ф. У. Тейлора на работника:
· средний человек стремится избегать работы;
· работники не очень честолюбивы, боятся ответственности и хотят, чтобы ими руководили;
· для достижения целей предприятия надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом о вознаграждении;
· строгое руководство и контроль являются главными методами управления;
· в поведении работников доминирует стремление к безопасности.
Вывод теории «X» таков: в деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация, основанная на страхе наказания.
Теория «Y», являющаяся дополнением теории «X», строится на противоположных принципах:
· нежелание работать – это не врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожденную любовь к труду;
· при благоприятном, успешном прошлом опыте работники стремятся брать на себя ответственность;
· лучшие средства осуществления целей организации – вознаграждение и личностное развитие;
· при наличии соответствующих условий сотрудники формируют в себе самодисциплину и самоконтроль;
· трудовой потенциал работников выше, чем принято считать.
Вывод теории «Y» таков: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности и творчества.
Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.
Эти теории оказали сильное влияние на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на них сегодня можно встретить во многих практических пособиях по мотивации подчиненных. Теории МакГрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с тем развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем.