Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения
Политика по информационному обеспечению должна проводиться по многим взаимоувязанным направлениям, прежде всего Правительство Российской Федерации обязано разрабатывать программы в области информационного обеспечения граждан, государства, общества.
Следует законодательно закрепить ряд прав органов управления в рассматриваемой сфере, одно из них – право на формирование программ информационного обеспечения на основе выявления и обобщения информационных потребностей пользователей (потребителей) информации, которые должны содержать прогнозируемые долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные требования к содержанию, виду, объему, источникам, регламенту и порядку представления необходимой пользователям (потребителям) информации.
Прежде чем формировать такие программы, органы власти и управления должны иметь право на получение сведений об информационных системах, сетях, ресурсах, услугах, а право на их деятельность по созданию информационного обеспечения, распространению информации и информационных услуг должно определяться законодательно. Реализация этого права осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации».
Обязанности органов власти и управления целесообразно изложить в виде ряда законодательных норм, а именно они обязаны:
– формировать информационные ресурсы в соответствии с их компетенцией;
– выдавать информацию из ресурсов другим органам, организациям и физическим лицам в установленные сроки и за установленную стоимость, эффективно использовать информационные ресурсы в процессе управления;
– сохранять и поддерживать информационные ресурсы в актуальном состоянии;
– обеспечивать сохранение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны при формировании и использовании информационных ресурсов.
В этой связи необходимо также законодательно закрепить ответственность за следующие нарушения:
– отсутствие полноты и несвоевременность формирования информационных ресурсов в соответствии с компетенцией органа управления;
– несвоевременность предоставления или отказ от предоставления информации другим законно заинтересованным органам власти, а также организациям и физическим лицам;
– предоставление органам управления недостоверной и некачественной информации;
– нарушение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны, порча или утрата документов;
– сокрытие, умышленное искажение информации об источниках угроз;
– недостоверность и ложность информации, создаваемой и распространяемой СМИ;
– нарушение прав интеллектуальной собственности на информацию;
– не установление правил предоставления информации, нарушение правил получения и потребления информации, незаконное получение и использование информации с ограниченным доступом;
– создание некачественных информационных технологий и средств их обеспечения;
– нарушение прав и свобод личности, связанных с информацией, незаконное использование персональных данных, компьютерные преступления;
– нарушение запрета отнесения открытой информации к информации с ограниченным доступом;
– нарушение правил лицензирования и сертификации в информационной сфере;
– нарушение в пользовании глобальными информационными сетями и системами, в том числе сетью Интернет. Финансирование и экономическое регулирование деятельности в этой области следует осуществлять из федерального и местных бюджетов по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»). Но системы информационного обеспечения, сети и технологии могут быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства.