Конкуренция между действующими фирмами
кинотеатр конкуренция стратегический группа
· Число и равенство фирм
Согласно статистике, на начало 2010 года в Петербурге действует 42 кинотеатра на 207 залов и около 35 000 посадочных мест. Более 60% всех кинотеатров относится к всероссийским сетям кинопоказа. Всего на рынке представлено 10 сетевых операторов. Крупнейшими по количеству залов на сегодняшний день являются «Кронверк Синема» (8 кинотеатров на 47 залов) и «Каро Фильм» (8 кинотеатров на 43 зала). Такие сети как «Синема парк», «Кино эксперт» (киноцентр «ПИК») имеют всего по одному кинотеатру, но большое количество залов и посадочных мест. В 2010 году на рынок пришел сильный московский конкурент «Формула–кино»
· Темп роста отрасли
По данным за 2010 год годовой темп роста российского рынка кинотеатров составил около 17%, что выше уровня прошлого года, когда число залов выросло на 12%. Однако эти показатели чуть ниже тех, которые было до кризиса. Таким образом, отрасль можно назвать динамично развивающейся, особенно это касается нового формата 3D. По данным Невафильм Research, количество цифровых залов в стране (3D и IMAX) выросло за прошедший год с 161 зала в 126 кинотеатрах до 525 залов в 375 кинотеатрах.[3]
· Постоянные затраты
На сегодняшний день большинство кинотеатров расположено внутри ТРК, что выгодно как собственникам ТЦ, так и владельцам кинотеатров, которые арендуют уже построенные помещения, а не занимаются проектом с нуля. Большинство крупных современных проектов торговых центров уже включают в себя мультиплекс (формула кино в галерее, киномакс в радуге, кронверк синема в рамсторе и т.д.).
Это позволяет снизить постоянные издержки. Функционирование кинотеатра в составе торгового комплекса освобождает кинотеатр от решения многих вопросов, связанных с административно-хозяйственной деятельностью (вывоз мусора, уборка прилегающей территории, охрана). Арендная плата для мультиплексов зачастую снижена.
Также расположение кинотеатра в торговом комплексе зачастую позволяет решать совместные вопросы по рекламе и извлекать максимум совместной пользы из рекламных кампаний.[4]
· Дифференциация продукции
Большинство кинотеатров в Петербурге предлагают широкий спектр услуг помимо непосредственно кинопросмотра. Как правило, в них можно найти кафе/ресторан, бары, игровые автоматы. Из наиболее распространенных услуг – бронирование билетов и получение информации о репертуаре, проведение акций, VIP-залы, детская комната.
· Затраты переключения у потребителей
В выборе кинотеатра потребители ориентируются в основном на место расположения (близость к дому), реже – ценой, качеством звука/изображения, стоимостью билетов. Затраты на переключение у потребителей низкие, решение о походе в кино часто принимается спонтанно.
· Значительное увеличение мощностей
По данным компании ASTERA St. Petersburg, средний шестизальный мультиплекс располагается на площади около 2500 кв. м. Вообще разброс площадей, занимаемых кинотеатрами, составляет от 1500 до 5000 кв. м. Оптимальное количество залов 5-8. Для отрасли кинопоказа в качестве производственной мощности можно принимать количество кинозалов. Чем больше залов, тем соответственно больше выручка, насыщеннее расписание, доходы от рекламы.
· Поведение конкурентов
Поведение конкурентов в отрасли кинопоказа Петербурга не сильно различается. Предоставляемые услуги, используемые маркетинговые каналы, целевая аудитория практически у всех кинотеатров одинакова. На сегодняшний день наиболее конкурентоспособными являются мультиплексы. Если говорить об отдельно стоящих кинотеатрах, то их количество растет сравнительно медленно.
Сетевые кинотеатры похожи друг на друга. Они мало отличаются репертуаром или ценовой политикой. Это способствует усилению конкуренции.
· Стратегическая значимость
Рассматриваемая отрасль – стратегически незначимая.
· Выходные барьеры
Выходные барьеры – высокие. Включают в себя специализацию активов, высокие постоянные издержки по выходу.