Нечеткие требования к проекту
Стороны всегда стремятся упростить процесс обсуждения и согласования объема работ по проекту, чтобы быстрее перейти непосредственно к внедрению. Консультанты по нескольким формальным признакам делают вывод о том, что задачи, стоящие перед заказчиком, являются типичными для данной отрасли или вида деятельности, и предлагают решение, уже применявшееся в таких проектах. Работы в этом случае стоят гораздо меньше, чем разработки уникального решения для конкретной компании. Предприятие, которое стремится сэкономить и время, и средства, с готовностью идет на это. В результате требования к проекту так и остаются нечеткими. С другой стороны, компании-клиенты часто сами апеллируют к предыдущим проектам («сделайте так же») и не отводят времени на детальное ознакомление консультантов со спецификой своего бизнеса. Получается замкнутый круг: заказчик полагает, что консультанту изначально известны все его проблемы, а консультант считает, что эти проблемы стандартны и к ним можно применить однажды разработанное решение. В ходе реализации проекта требования предприятия уточняются и детализируются. Как правило, при этом увеличивается объем задач и, как следствие, сроки и стоимость проекта.
Например, в крупной компании осуществляется проект внедрения информационной системы. Когда система была выбрана и одобрена, а проект внедрения прошел несколько фаз, согласно утвержденному техническому заданию, руководство предприятия решило пересмотреть ТЗ. В результате проект сильно изменился, расширился, а уже внедряемая система оказалась не соответствующей новым требованиям. Сторонам в этом случае не удалось договориться о новом объеме работ, что привело к разрыву отношений и финансовым потерям обеих сторон.
Для того чтобы избежать вероятных конфликтов между заказчиком и исполнителем составляется подробное техническое задание на автоматизацию. В нем определяются терминология проекта, его цели, требования и исходные данные, необходимые для разработки (настройки) системы, а также последовательность этапов проекта внедрения и критерии, по которым компания-заказчик оценивает качество проделанной работы. Этот документ утверждается обеими сторонами и является приложением к договору на внедрение системы.
Принципы составления ТЗ (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ «Процессы жизненного цикла программного обеспечения» RT 38370656 - 002:2006)
Жизненный цикл программной системы состоит из ряда этапов, на которых программная система планируется, создается, внедряется, эксплуатируется, сопровождается и списывается.
Типичная модель жизненного цикла программной системы состоит из шести этапов:
a) предпроектные работы;
b) разработка программной системы;
c) внедрение программной системы;
d) эксплуатация программной системы;
e) сопровождение программной системы;
f) утилизация программной системы.
Используя указанные этапы и процессы, поставщик совместно с заказчиком должны создать модель жизненного цикла конкретной программной системы.
Начало и конец каждого этапа и процесса должны быть документально оформлены в установленном в организации порядке.