Управленческая деятельность
Управление в любой организации выделяется в особую функцию, на выполнение которой ориентируются некоторые подразделения организаций. Это органы управления. Все действия органов управления по осуществлению своих функций можно определить как управленческую деятельность.
В рамках организации можно выделить управляемый процесс (объект управления) и управляющую часть (органы управления). Их совокупность определятся как система управления.
Органы управления оказывают на управляемый процесс определенные воздействия, оформленные в виде определенных решений. Чтобы это происходило, им требуется сопоставлять фактическое состояние управляемого процесса с требуемым состоянием, достижение которого является целью управления. Для этого необходимо получать информацию об управляемом процессе. Другими словами, управляющая и управляемая части взаимодействуют друг с другом, причем такое взаимодействие реализуется в виде передачи информации по информационному контуру.
Система управления
Информация об Управляющие
управляемом процессе воздействия
Схема 1 Информационный контур в системе управления
Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует информационную систему данной организации. Информационная система может быть автоматизированной, а также может основываться на бумажных носителях. В любой автоматизированной информационной системе можно выделить:
- персонал, осуществляющий сбор, формирование, распространение и использование информации;
- пользователей информационной системы – потребителей информации;
- техническую составляющую информационной системы в виде оборудования;
- программное обеспечение;
- информационные ресурсы организации.
Для эффективного управления организацией необходима достоверная информация об ее деятельности. Она служит фундаментом для формирования любых документов, которые лежат в основе управления. Любые действия руководителей опираются на информацию. Ее свойства:
v достоверность, т.е. не искажает истинного положения дел;
v адекватность, т.е. с помощью полученной информации об объекте создается образ определенного уровня соответствия;
v полнота, если информация достаточна для понимания и принятия решений;
v краткость и четкость, она должна быть выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена;
v своевременность, т.е. информация несет в себе сведения, необходимые в данный момент для понимания и принятия решений.
Недокументированная информация |
Документированная информация – комплекс взаимосвязанных документов, применяемых в процессе выполнения различных функций управления |
Схема 2 Информационные ресурсы организации
В рамках любой организации информация для управления используется в двух видах: она либо оформлена как документы (планы, заявки, приказы и т.п.), либо имеет недокументированную форму (речевая информация и т.п.).