Понятие «педагогический менеджмент»
Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта:
· совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;
· социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;
· научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.
В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением.
В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.
Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.
В общем, менеджмент
– это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.
Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.
Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.
В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:
- процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;
- управление бизнесом через филигранную работу с людьми;
- специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;
- умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;
- функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
- область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.
Из приведенных определений можно заключить, что в науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».
Наиболее подходящее и полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:
1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива).
2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.
3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.
4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.
5) О предприятии нельзя судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие схоже с человеком: так же, как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятельности, такие же различные средства требуются и для оценки функционирования предприятия.