Принципы педагогического менеджмента
Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении идей педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений.
С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:
- принцип уважения и доверия к человеку;
- принцип целостного взгляда человека;
- принцип сотрудничества;
- принцип социальной справедливости;
- принцип индивидуального подхода в управлении;
- принцип обогащения работы педагога;
- принцип личного стимулирования;
- принцип консенсуса;
- принцип коллективного принятия решения;
- принцип целевой гармонизации;
- принцип горизонтальных связей;
- принцип автономизации управления;
- принцип постоянного обновления.
Остановимся несколько более подробно на каждом из названных выше принципе.
Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.
Требования этого принципа:
уважайте личное достоинство человека, признавайте за человеком соответствующие права и возможности;
уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в других также присутствует человек;
предоставляйте личности когда это возможно, свободу выбора;
доверяйте человеку; его потенциальные возможности неисчерпаемы;
создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;
создавайте обстановку, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности;
максимально развивайте инициативу, творческие способности, умение найти себя в коллективе;
поощряйте достижения и личный вклад каждого в дела образовательного учреждения;
гарантируйте каждому педагогу и ребенку личную защищенность в коллективе.
Принцип целостного взгляда человека – вторая очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника дошкольного образовательного учреждения или ученика, а как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Из этого принципа также вытекает целый ряд конкретных требований:
стройте свои отношения с педагогом не как должностное лицо с подчиненным, а как человек с человеком;
не ограничивайте отношения с педагогами только должностными обязанностями, вникайте в их жизнь, духовный мир и стремления, иначе каждый педагог неизбежно будет чувствовать отчужденность;
помните, что жизнь педагога и ребенка не ограничивается только часами, проведенными в образовательном учреждении, - она гораздо шире и богаче;