Межличностные коммуникации
Кроме закрепления навыков эффективного слушания, существует еще ряд методов, позволяющих повысить эффективность межличностных коммуникаций. Прояснение собственных идей перед их передачей означает, необходимость систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы и идеи, которые будут объектами передачи. Следить за своими выражением лица, жестами, позой и интонацией, избегая противоречащих друг другу сигналов. Постараться взглянуть на себя и услышать себя со стороны, как вас видит и слышит собеседник. Посылая созвучные, не противоречащие друг другу сигналы, вы добьетесь лучшего понимания своих идей. Сопереживание — это умение поставить себя на место другого человека. Активно сопереживая людям при обмене информацией, мы пытаемся "настроиться на волну" получателя и адаптировать способ кодировки и передачи сообщения к конкретному человеку и к ситуации. Все это способно снизить вероятность неверного понимания при декодировании сообщения. Например, при общении с одними людьми нужны подробности и повторы, и им, судя по всему, лучше отправить письмо или служебную записку. Другие лучше реагируют на информацию, представленную в менее структурированном виде и без лишних деталей. В этом случае подойдет неформальная беседа. Есть люди, чрезвычайно остро реагирующие на критику. Они обычно отсеивают или неправильно истолковывают любые предложения, если они не представлены в дипломатичной и корректной форме. Сопереживание в ходе общения означает также неизменную открытость. Попытаться избегать необдуманных суждений, оценок и стереотипов. Искренне постараться увидеть, прочувствовать и понять ситуацию и проблему с точки зрения другого человека. Это отнюдь не означает, что следует соглашаться со всем, что говорит собеседник; это означает, что надо постараться понять его. Налаживание обратной связи. Обратная связь устанавливается разными способами. Первый заключается в том, чтобы задавать вопросы. Например, обсудив с работником изменение рабочей процедуры, можно задать следующий вопрос: "Итак, с чего, по-вашему, нам следует начать?". Его надо задать спокойным тоном, внимательно выслушать и сравнить его ответ с тем, что было сказано вами. Если важных моментов много, их лучше записать. И в любом случае, по всей вероятности, будет правильно впоследствии направить подчиненному служебную записку с изложением основных пунктов вашей беседы. Еще один подход — попросить человека пересказать услышанное. Можно, например, сказать так: "Чтобы я был уверен, что ничего не забыл, перескажите мне, что вы считаете самым важным в этом проекте". Второй способ получения обратной связи — внимательное наблюдение за жестами и интонациями, указывающими на то, что человек вас не понимает. Например, вы объясняете новое задание работнику и видите на его лице напряженность. Возможно вы замечаете легкое раздражение или собеседник старается не смотреть в глаза? Эти сигналы скажут, что человек, возможно, не до конца понял задание или расстроен им. Все это сигналы обратной связи, свидетельствующие о возможном недовольстве или непонимании собеседника. Заметив их, можно воспользоваться первым способом — задать вопросы.