Порядок проведения ревизии в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах
Садоводческие товарищества являются на сегодняшний день не только местом отдыха граждан, для многих садовые участки это надежный источник получения недорогой сельскохозяйственной продукции.
Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных объединений регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ). Названный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, устанавливает порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Поддержка садоводов и садоводческих товариществ осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьями 35 и 36 Закона N 66-ФЗ.
Формы организации коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством определены статьей 4 Закона N 66, согласно которой граждане могут создавать садоводческие, огороднические или дачные:
- некоммерческие товарищества;
- потребительские кооперативы;
- некоммерческие партнерства.
Высшим органом управления садоводческим объединением является общее собрание его членов, компетенция которого определена статьей 21 Закона N 66-ФЗ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.05.2009 г. N А33-10199/08-Ф02-2245/09 по делу N А33-10199/08). Общее собрание проводится в присутствии простого большинства членов, оно принимает решения по основным важным вопросам относительно деятельности объединения. Однако основную повседневную деятельность по управлению объединением и ведением хозяйственной деятельности, обеспечением стабильного развития деятельности и достижения целей, обозначенных в его уставе, осуществляет правление садоводческого объединения. Правление возглавляется председателем, он является единоличным исполнительным органом.
Контроль финансово-хозяйственной деятельности садоводческого объединения осуществляется в соответствии со статьей 25 Закона N 66-ФЗ. Различают следующие методы контроля, применяемые в садоводческом объединении:
- ревизия (совокупность мероприятий и контрольных действий по документальной и фактической проверке деятельности подведомственной организации, при которых осуществляется установление законности и достоверности, а также экономической целесообразности совершенных хозяйственных операций, правильность должностных обязанностей работников разных организационных уровней; обычно ревизия проводится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля);
- аудит - независимая экспертиза (проверка) состояния бухгалтерского учета, финансового состояния предприятия, его платежеспособности, а также осуществление аудиторских консультаций;
- тематическая проверка - осуществление контроля определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной деятельности организации, например проверка организации учета товарно-материальных ценностей, основных средств, проверка сохранности денежных средств.
В Законе N 66-ФЗ рассматривается только метод ревизии, однако это не означает, что остальные методы неприменимы на практике.
С целью контроля за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя и членов правления, создается ревизионная комиссия (не менее трех человек) либо назначается единоличный ревизор. Комиссия избирается из числа членов такого объединения общим собранием его членов сроком на два года. Основное предназначение такой комиссии - проверка целесообразности совершаемых операций, в связи с чем в Законе установлен определенный запрет на избрание в состав ревизионной комиссии (ревизором) отдельных лиц. Так, в состав ревизионной комиссии не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги). Такое ограничение вполне закономерно, поскольку оно гарантирует независимость проверяющего эксперта.
Перед созданием (избранием) ревизионной комиссии (ревизора) общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) разрабатывает и утверждает порядок и полномочия ревизионной комиссии в виде положения о ревизионной комиссии (ревизоре). Эта функция является обязанностью именно общего собрания, поскольку оно является высшим органом и ему непосредственно подотчетна ревизионная комиссия.