Управление карьерой
В нашей стране, в отличие от стран Западной Европы и, особенно США, тема карьеры ранее не имела широкой популярности. Но реформирование всех основных сфер нашего общества, переход к рыночной экономике вновь поставили тему карьеры в ранг наиболее значимых.
На мой взгляд, одним из сложных видов карьеры является карьера менеджера, ведь она охватывает все типы карьерного процесса, вбирает в себя все свойства. Она может выражаться как в продвижении менеджера по служебной лестнице, так и в совершенствовании его профессионализма при движении по функциональным звеньям организационной структуры.
Карьера (от фр. Cariera) — успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
Карьерному росту способствуют:
1) должностные ступени, уровни иерархии;
2) ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания;
3) статусные ранги, отражающие вклад сотрудника в развитие организации (выслуга лет, рациональные предложения и т.п.);
4) ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству);
5) уровни материального дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот).
Сложность карьерного роста обусловливается множеством причин, зависящих от личностных качеств индивида, делающего карьеру, от сферы, в которой формируется карьера, а также от специфики общества, в котором функционируют человек и организация.
Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия всех видов карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда конкретных задач, а именно:
ü Увязать цели организации и отдельного сотрудника;
ü Планировать карьеру конкретного сотрудника с учетом его специфических потребностей и ситуаций;
ü Обеспечить открытость процесса управления карьерой;
ü Устранять «карьерные тупики», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
ü Повышать качество процесса планирования карьеры;
ü Формировать наглядные и воспринимаемые критерии служебного роста, используемые в конкретных карьерных решениях;
ü Изучать карьерный потенциал сотрудников;
ü Использовать обоснованные оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
ü Определять пути служебного роста, которые помогут удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте;
Практика показала, что часто работники не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности (табл.1)
Таблица 1. Этапы карьеры менеджера
Этапы карьеры |
Возраст, лет |
Потребности достижения цели |
Моральные потребности |
Физиологические и материальные потребности |
Предварительный |
До 25 |
Учеба, испытания на разных работах |
Начало самоутверждения |
Безопасность существования |
Становления |
До 30 |
Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя |
Самоутверждение, начало достижения независимости |
Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда |
Продвижения |
До 45 |
Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации |
Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения |
Здоровье, высокий уровень оплаты труда |
Сохранения |
До 60 |
Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышение своей квалификации. Обучение молодежи |
Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало уважения |
Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода |
Завершения |
После 60 |
Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсии |
Стабилизация самовыражения, рост уважения |
Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода |
Пенсионный |
После 65 |
Занятие новым видом деятельности |
Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения |
Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье |