Диагностический инструментарий и этапы исследования
Прохождение преддипломной практики на базе одной из самых больших в городе коммерческих предприятий направлено на исследование влияния управленческих и лидерских способностей руководящего состава на социально-психологический климат коллектива. Очевидно, что отдельные руководители имеют различные степени лидерских и управленческих способностей, влияющие на умение руководить коллективом. Знание и умение правильно выстраивать свою работу, влияет на атмосферу в коллективе, на выполнение поставленных перед ним задач и взаимоотношений между людьми.
Основанными этапами исследования являются:
- изучение управленческих и лидерских способностей у руководящего состава;
- исследование стилей управления руководящего состава;
- исследование социально-психологического климата в коммерческой организации;
- проведение сравнительного анализа полученных результатов исследования;
- подведение итогов по данной работе, разработка рекомендаций.
Изучив теоретический материал, мы пришли к выводу, что на социально-психологический климат в организации могут влиять лидерские и управленческие способности руководящего состава. Руководитель, обладая определенным уровнем этих способностей, может правильно выстроить свои взаимоотношения с подчиненными, направить деятельность коллектива на достижение высокого уровня жизнедеятельности организации. Все это может отразиться на уровне развития социально-психологического климата и на взаимоотношениях между людьми, работающих в этой организации.
Исходя из этого, свое исследование мы выстроили на таких методических разработках:
1 Методика "Способность к лидерству" (автор Р.С. Немов).
Цель этой тестовой методики заключается в выявлении лидерских качеств и степени их выраженности.
Степень выраженности лидерства:
До 25 баллов – лидерство выражено слабо;
26-35 баллов – средняя выраженность лидерства;
36-40 баллов – лидерство выражено в сильной степени;
Свыше 40 баллов – склонность к диктату.
2 Методика "Эффективность лидерства" (Автор Р.С. Немов).
Цель опросника - оценить практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.
Особенность этой методики состоит в том, что если она используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать результаты.
Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов, то стиль его руководства (с учетом вышесказанного замечания) считается высокоэффективным.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как средне неэффективный.
Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше, то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем коллектива.
3 Методика "Какой вы руководитель?" (разработан П. Хэрси и Х. Бланшардом).
Цель данной методики – выявить способность и наличие качеств присущих руководителю. Психологическое содержание общей способности управленческой деятельности непосредственно связано с признаками руководителя, к которым можно отнести следующие:
умение отличать главное от второстепенного;
умение сконцентрировать силы на решающем направлении;