Переговоры как искусство общения
· если вы не правы, признайте это быстро и решительно;
· с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;
· заставьте собеседника сразу же ответить вам "да";
· пусть большую часть времени говорит ваш собеседник;
· пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;
· искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника;
· относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других;
· взывайте к более благородным мотивам;
· драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;
· бросайте вызов, задевайте за живое.
А вот некоторые правила, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды:
· начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;
· указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно;
· сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника;
· задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать;
· давайте людям возможность спасти свой престиж;
· выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех.
В основе этих рекомендаций лежит не только опыт, вычитанный автором из биографий известных людей, но и научно обоснованные правила речевой коммуникации. Главное их достоинство состоит в том, что они ориентируют каждого человека искать своей путь реального осуществления этих правил делового общения на практике.