Критерии оценки качества управленческих решений
управленческое консультирование;
управление внутренними и внешними коммуникациями.
Управленческое решение может быть представлено набором более мелких решений, в том числе управленческими, техническими и биологическими, каждая из которых должна внести свой вклад в решение проблем [2].
Решение разрабатывается и реализуется в интересах какой-либо группы людей - потребителя решения. Ими могут быть: сотрудники компании, население или отдельные граждане (рис.1).
Стандартная схема процесса подготовки и реализации решений
┌ ─────────────────────────── ┐
│ Субъект (инициатор) решения │
└────┬────────────┬────────┬─┘
/│\ /│\ /│\
│ │ │
\│/ │ │
┌─────────────────┐ ┌─────────┴───────┐ │ │
│ Консультанты │<-------------------->│ Специалисты │ │ │
│ Эксперты │ └─────────────────┘ │ │
└─────────────────┘ │ │ │
│ │ │
\│/ │ │
┌─────────────────────┴──────┐ │ │
│ Объект (исполнитель) решения │ │ │
└────────┬───────────────────┘ │ │
│ │ │
\│/ │ \│/
┌─────────────────────────────────┴────────┴─┐
│ Потребители, для которых готовятся или реализуются УР │
└────────────────────────────────────────────┘
Рис.1
Качество управления: измеряем и оцениваем
Раскрытие содержания понятия "качество управления" в некоторой степени предопределяет подходы к его оцениванию. Но прежде чем описать методы определения, измерения качества управления, следует установить исходные принципы, ключевые идеи оценивания качества управления экономическими объектами и процессами.
Я же предлагаю усовершенствовать процесс подготовки качественных управленческих решений, а именно отказаться от консультантов и специалистов - во-первых, для экономичности, а во-вторых, для быстроты подготовки и реализации решений. Но в данном процессе очень важным будет являться уровень образования субъекта управления, им необходимо будет пройти специальную подготовку по программе "Оценки качества управленческих решений" и сертификацию по ISO 9001. Как будет выглядеть наша схема, представлено на рис.2. Когда речь идет о качестве продукции, имеется в виду комплекс ее потребительских свойств, каждое из которых либо поддается физическому измерению, либо устанавливается путем сравнения. Подавляющее большинство видов продукции относится к тиражируемым, то есть выпускаемым в значительном количестве экземпляров. В этом случае из достаточно обширной совокупности объектов лучший принимается за эталон качества. Качество любого объекта из данной группы устанавливается путем сравнения его свойств со свойствами, присущими этому образцу: чем ближе свойства к эталону, тем выше качество. Эталон необязательно должен существовать как физический объект, он может быть представлен набором свойств, условий, требований, зафиксированных в стандартах, нормативных материалах, технических условиях. Но такой удобный и надежный подход практически неприемлем для выявления качества управленческих решений. Ведь в процессе управленческой работы необходимо выработать единственное управленческое решение, для которого эталон не может быть заранее задан. Только в ходе разработки управленческого документа мы стремимся приблизиться к некоторому идеальному результату.