Критерии оценки качества управленческих решений
Итак, я предлагаю оценивать качество управления на основе критериев, показателей качества. Критерий качества представляет характеристики свойств управленческой деятельности, позволяющие сформировать суждение о ее качестве. Под показателями управленческой работы будем понимать любые признаки и свойства работы, характеризующие ее цели, назначение, содержание, методы и организацию проведения, сроки выполнения, состав исполнителей, получаемый результат, его использование, затраты ресурсов, эффективность, связь с другими работами и видами деятельности. Не все эти показатели используются как критерии качества, но одна из возможностей формирования критериев качества работы состоит в выделении из всего множества ее показателей подмножества тех, которые в наибольшей степени характеризуют качественные свойства работы. Так, к критериям качества закономерно относить показатели работы, характеризующие ее целенаправленность, научную обоснованность и перспективность. Перед тем как принять управленческое решение, следует использовать критерии, которые приведены в табл.1, и напротив каждого критерия, рассматривая показатели, расставлять коэффициенты. После соотношения всех критериев коэффициенты надо перемножить, и если результат ближе к единице - решение можно считать эффективным, если же результат ближе к нулю - то данное решение можно считать малоэффективным или не эффективным вообще.
Таблица 1
Критерии для оценки качества управленческих решений
N п/п |
Критерии |
Коэф. |
Показатели |
1. |
Констатирующая часть |
1,0 |
Приведение цели и причины решения |
0 |
Отсутствие цели и причины решения, ибо плохое решение - это полное его отсутствие | ||
2. |
Поясняющая часть |
1,0 |
Комментирование для более лучшего понимания решения |
0,8 |
Отсутствие объяснения | ||
3. |
Постановляющая часть |
1,0 |
Содержание перечня заданий для исполнения |
0,8 |
Полное отсутствие перечня заданий, которые исполнители должны принимать во внимание | ||
4. |
Форма и наименование <*> |
1,0 |
Присутствие названия формы документа, наличие официального бланка, а также указание атрибутов ответственного лица |
0 |
Отсутствие названия формы документа, официального бланка, а также атрибутов ответственного лица | ||
5. |
Выделение цветом для привлечения внимания <*> |
1,0 |
Выделение на белом бланке с черным цветом шрифта основной мысли фоновым красным цветом |
0,9 |
Монотонность написания | ||
6. |
Графическое <*> выделение |
1,0 |
Выделение всего документального содержания графическим обрамлением (квадратом, треугольником, овалом) |
0,9 |
Без выделения документального содержания | ||
7. |
Мотивирование решения |
1,0 |
Обещание в виде премии, повышения оклада и т.д. |
0,9 |
Отсутствие стимулирования | ||
8. |
Здоровье |
1,0 |
Учет физических, умственных, психологических и эмоциональных характеристик исполнителей |
0,9 |
Отсутствие учета физических, умственных, психологических и эмоциональных характеристик исполнителей | ||
9. |
Правомерность (соблюдение законодательства) |
1,0 |
Соблюдение законов |
0 |
Нарушение законов (уклонение) | ||
10. |
Точность |
1,0 |
Четкое определение сроков выполнения заданий |
0,8 |
Отсутствие определенных сроков выполнения заданий | ||
11. |
Культура общения |
1,0 |
Обращение к исполнителям в виде просьбы (отношение к сотруднику как к другу) |
0,8 |
Халатное отношение к исполнителям | ||
12. |
Рациональное использование ресурсов |
1,0 |
Эффективное и рациональное использование ресурсов компании (например, продвинутый программист может эффективно использовать все ресурсы компьютера и создать качественный программный продукт) |
0,8 |
Неэффективное и нерациональное использование ресурсов компании (например, плохой программист может испортить компьютер) | ||
13. |
Гениальность |
1,0 |
Премия за творчество (исполнитель за свою идею и за творческий подход к выполняемому заданию может получить премию) |
0,8 |
Не предусмотрены вознаграждения за гениальность сотрудника | ||
14. |
Техническая обеспеченность |
1,0 |
Руководитель позаботился о технической обеспеченности своих сотрудников (столы, компьютеры и т.д.) |
0,8 |
Нет технической обеспеченности для работы сотрудников | ||
15. |
Имидж организации |
1,0 |
Руководитель не использует имя организации (не стоит лишний раз принимать бестолковые решения от имени своей компании) |
0,8 |
"Прикрытие" имиджем организации, когда даже некоторые плохие решения будут восприниматься как должные и обязательные | ||
16. |
Условие жизнеобеспечения |
1,0 |
Создание комфортных условий для работы своих исполнителей (обеденный перерыв, заработная плата и т.д.) |
0,8 |
Равнодушное отношение к условиям работы своих исполнителей | ||
17. |
Ментальность |
1,0 |
Учет факторов региональной или международной принадлежности |
0,8 |
Отсутствие учета ментальных факторов | ||
18. |
Настроение исполнителя |
1,0 |
Если настроение исполнителя хорошее (нравится работа, семейное спокойствие и т.д.), то и работа выполняется хорошо |
0,8 |
Если настроение у исполнителя плохое (не нравится работа, конфликт с коллективом и т.д.), то и работа не выполняется или выполняется плохо | ||
19. |
Профессионализм исполнителя |
1,0 |
Опытный сотрудник может с большей вероятностью дать хороший результат |
0,8 |
Новичок может испортить хорошо разработанное решение | ||
20. |
Монотонность |
1,0 |
Отсутствие монотонности информации для лучшего ее восприятия |
0,8 |
Монотонность информации (вызывает снижение уровня восприятия) | ||
21. |
Целевые критерии |
1,0 |
Есть направленность управления на решение социально-экономических проблем |
0,8 |
Нет направленности управления на решение социально-экономических проблем | ||
22. |
Актуальность |
1,0 |
Присутствует ярко выраженная необходимость темы решения в настоящем |
0,8 |
Не присутствует или слабо выражена тема | ||
23. |
Значимость |
1,0 |
Присутствует полезность данного решения в будущем |
0,9 |
Отсутствует полезность или весомость данного решения в будущем | ||
24. |
Критерии вариантности |
1,0 |
Присутствие выбора: в какой мере при проведении работы будут рассматриваться различные варианты возможных решений, а также проведение их сравнения с целью выбора эффективных вариантов, обеспечивающих решение задач при наименьших затратах в кратчайшие сроки |
0,8 |
Отсутствие выбора различных стратегий - безвыходные ситуации | ||
25. |
Социальная значимость |
1,0 |
Есть положительное влияние на: жизнедеятельность исполнителей, условия и привлекательность труда, развитие творческих способностей личности и расширение возможностей ее самовыражения |
0,8 |
Безразличное отношение к значимости и ценности исполнителей, для них не предусмотрены социальные гарантии | ||
26. |
Социально-целевые критерии |
1,0 |
Данное решение должно быть направлено на: удовлетворение материальных и духовных потребностей социальных групп, коллектива, региональной общности людей и т.д. |
0,8 |
Решение исключительно направлено на удовлетворение материальных ценностей строго только для субъекта управления (в одну "кассу") | ||
27. |
Критерии динамики экономических показателей производства и потребления |
1,0 |
Данное решение грамотно направлено на управление экономикой, которое позволит обеспечить необходимые изменения показателей, предотвратить экономические спады, стабилизировать экономическую ситуацию, способствовать подъему работы, рациональному использованию всех видов экономических ресурсов |
0,8 |
Нет направленности на грамотное управление экономикой | ||
28. |
Критерии технико- технологического уровня производства, технического уровня и качества продукции и услуг |
1,0 |
Присутствие в управленческих документах технико-экономических показателей и показателей качества, которые соответствуют требованиям перспективных стандартов и технических условий, ориентирующих на выпуск продукции высокого качества, внедрение инноваций и приближение к высшим мировым достижениям |
0,8 |
Нет показателей возрастной структуры, срока обновления, качества, надежности, работоспособности, производительности, экономичности, уровня специализации и унификации средств производства | ||
29. |
Методические критерии |
1,0 |
Наличие методов выполнения работы и методического обеспечения |
0,8 |
Отсутствие методов выполнения работы | ||
30. |
Критерий совершенства показателей |
1,0 |
Направленность решения на разработку прогнозов, планов, программ, отчетно - статистических работ - деятельность в сфере контроля |
0,8 |
Отсутствие направленности решения на деятельность в сфере контроля и аналитики для прогнозов и стратегий | ||
31. |
Критерий совершенства принятой технологической схемы |
1,0 |
Соответствие процедурной последовательности, содержания процедур и их взаимосвязей общей логической схеме работы, ее целям, замыслу и содержанию |
0,8 |
Несоответствие процедурной последовательности, содержания процедур и их взаимосвязей общей логической схеме работы, ее целям, замыслу и содержанию | ||
32. |
Критерии качества исполнения и оформления документов |
1,0 |
Исполнение решения с точки зрения бездефектности и безошибочности его документального исполнения, оформления результатов, доступности восприятия. В выходном документе должны присутствовать: структуризация, логическая стройность размещения информационных материалов, четкость выделения частей, главных элементов, выводов и указаний, наличие шифров, оглавлений, ссылок, необходимых для поиска требуемых материалов, информационная выразительность материалов, информативность, доступность для восприятия, наличие требуемого числа экземпляров выпущенных материалов, аккуратность и эстетичность оформления |
0,8 |
Безграмотность, дефектность и ошибочное документальное исполнение | ||
33. |
Критерий качества организационной структуры |
1,0 |
Делегирование полномочий (для выполнения особо сложных решений), построение качественного структурного органа, выполняющего работу, прогрессивность стационарных и временно образуемых структур и органов управления работой (качество и действенность организационной структуры управления работой характеризуются наличием руководителя, отвечающего за работу в целом, руководителей отдельных разделов, четким выделением уровней управления и распределением функций управления по уровням, созданием программной структуры управления работой, системы оперативного регулирования и контроля за ходом работы) |
0,8 |
Нет делегирования полномочий для особо сложных решений | ||
34. |
Критерий рационального распределения работ между исполнителями |
1,0 |
Раздача заданий отдельным исполнителям с учетом их потенциальных возможностей и загрузки, других порученных им работ (подразумевает полноту охвата всех необходимых видов работ и согласованность поручений и заданий, выдаваемых исполнителям) |
0,8 |
Банальная выдача решения (задачи распределяются между исполнителями по их усмотрению) | ||
35. |
Критерий программной организации работы |
1,0 |
Наличие продуманной, обоснованной, действенной программы выполнения управленческой работы и ее реальное использование как инструмента организации работы (программа должна устанавливать основные этапы и фазы проведения работы с учетом взаимной связи между ними, сроки выполнения отдельных видов работ и исполнителей, то есть адресные показатели) |
0,8 |
Отсутствие продуманного алгоритма выполнения решения | ||
36. |
Критерий соблюдения сроков выполнения этапов решения |
1,0 |
Четкое определение сроков и этапов выполнения решения, а именно понимание того, в какой мере реализуется намеченная программа проведения работы и насколько смещаются реальные сроки выполнения по сравнению с заранее запланированными (задержка выхода управленческих решений и выпуска документов снижает их качество, т.к. запоздалое решение не может быть качественным) |
0,8 |
Отсутствие определения этапов и сроков, отведенных на выполнение решения | ||
37. |
Критерий уровня квалификации исполнителей |
1,0 |
Учет профиля и уровня первичного образования исполнителей, дальнейшего повышения образовательного уровня, стажа работы в управленческих органах и индивидуальных способностей |
0,8 |
Не учитывается уровень знаний и умений исполнителей, решения навязываются наобум | ||
38. |
Установочно - мотивационный критерий |
1,0 |
Наличие достоверной информации у руководителей об исполнителях, отражающей целевую установку и мотивы их деятельности, степень внутренней заинтересованности в работе, творческий подход, сознательное стремление к получению качественных результатов и т.д. |
0,8 |
Руководителей не интересует моральные, социально-психологические установки исполнителей | ||
39. |
Критерии полноты материально - Технического обеспечения |
1,0 |
Комплектация уровня обеспеченности исполнителей служебными площадями, средствами коммуникации, репрографии (размножения и отображения информации), оргтехники, персональными компьютерами и принтерами, средствами хозяйственного обеспечения условий труда в сопоставлении с нормативным уровнем |
0,8 |
У исполнителей отсутствует техническое обеспечение должного уровня (времена, когда считалось, что для управления, кроме знаний и навыков, необходимо иметь только бумагу и карандаш, уходят в прошлое, сегодня на качество управленческих работ оказывают заметное влияние факторы технического обеспечения) | ||
40. |
Критерии качества информационного обеспечения |
1,0 |
Имеющаяся информация по данному решению достаточна для проведения заданной работы, а критерии качественного уровня говорят о достоверности информации, ее точности, разносторонности, источниках |
0,8 |
Имеющаяся информация составлена сугубо из инстинктивных побуждений |