Паблик рилейшнз: предпосылки возникновения, история и современность; определения PR
Связи с общественностью – это комплекс действий, с помощью которых можно влиять на общественное мнение, при этом акцент делается на то, чтобы изменить в свою пользу установки и поведение людей. PR понимается как одна из функций менеджмента организаций. PR – это самостоятельная функция менеджмента по установлению коммуникаций между организацией и общественностью. Коммуникация – это взаимный обмен информацией между людьми. Вместе с тем PR тесно взаимосвязан с маркетингом. Если рассматривать PR с точки зрения системы маркетинговых коммуникаций, то можно сказать что PR – это система гармоничных коммуникаций организации с ее целевыми аудиториями на базе объективной информативности в рамках достижения маркетинговых целей коммуникатора.
PR – также является одним из средств рекламы. Необходимо отметить такую особенность: PR ориентирован на продвижение не товара или услуги, а компании, и не на рынке, а в обществе. PR не связан с краткосрочной продажей товара. Это реклама дальнего действия.
Рассмотрим, вследствие чего стали развиваться связи с общественностью. Возникновение сферы деятельности в области влияния на общественное мнение относится к древним временам. В ХХ в. вследствие роста всех видов человеческой деятельности, развития технических средств распространения информации методы влияния на общественное мнение приобретали все более самостоятельные рамки. Позднее PR сложились в самостоятельную науку.
Деятельность PR существовала на протяжении всей истории человечества. Общественные связи с древних времен являлись одним из элементов управления. Прообразы PR существуют и в Древнем Востоке, Греции, Риме, Египте. Сам термин «public relations» впервые был высказан в 1807 г. президентом США Томасом Джефферсоном в «Седьмом обращении к Конгрессу».
Считается, что PR как самостоятельная область знания, науки и деятельности относится к началу ХХ столетия. Первое бюро PR возникло в 1912 г. при американском телефонно-телеграфном объединении. 1918 г. курс PR был впервые включен в учебный план штата Иллинойс. В 1923 г. Э. Бернауз выпустил первую книгу по PR «Cristalling Public Opinion» («Кристаллизуя общественное мнение»). В 1930 г. в США PR сформировался как самостоятельная функция менеджмента.
Важной причиной быстрого и широкого распространения PR в последние годы является то, что недопонимание основных направлений деятельности компании ее целевой аудиторией, и вследствие этого возникающее недоверие, дорого обходятся организации.
Один из важнейших факторов крупномасштабного внедрения PR является то, что принцип социальной ответственности предпринимателя перешел из категорий желательного в обязательный. Этому способствует расширяющаяся свобода выбора для потребителей в условиях «рынках покупателя».
PR наиболее актуален в тех случаях, если достижение маркетинговых целей непосредственно зависит от уровня гармонизаций фирменных интересов с общественными. Они способствуют предотвращению конфликтов или решают другие проблемы, связанные с влиянием общественного мнения. По данным всемирного опроса PR-агентств в 1995 г. основными потребителями PR-услуг являлись:
· фармацевтические и медицинские компании – 21%;
· телекоммуникационные фирмы - 15%;