Паблик рилейшнз: предпосылки возникновения, история и современность; определения PR
Второй период – первичная институционализация (1991 - 1994): стадия формирования начальной организации субъектов. О наступлении этой стадии свидетельствует создание в 1991 г. первой Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), деятельность которой во многом предопределяет развитие связей с общественностью в нашей стране. В этот период существенно расширилась география профессиональной деятельности в сфере PR.
Одним из признаков первичной институционализации можно считать возникновение и становление соответствующей образовательной системы. В 1991 г. В государственном образовательном реестре появляется специальность 022000 – «связи с общественностью», и подготовка подобных специалистов начинается в Московском государственном институте международных отношений.
В этот период быстро развивается сеть профессиональных субъектов в сфере связей с общественностью. Особенно это характерно для крупных городов – Москвы и Санкт-Петербурга.
С момента принятия первой Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (22 ноября 1994 г.) по мнению М.А. Шишкиной, начинается третий период развития отечественных PR – вторичная институционализация, которая характеризуется бурным развитием законодательной базы информационно-коммуникативной деятельности.
Приведенные подходы к периодизации развития связей с общественностью в России не противоречат друг другу, в определенном смысле они могут рассматриваться как взаимодополняющие.
Итак, в истории российского PR можно выделить три этапа (периода):
· Первый (1988 - 1991) – доинституциональный, этап зарождения рынка паблик рилейшнз.
· Второй (1991 - 1994) – этап первичной институционализации, роста и становления рынка паблик рилейшнз.
· Третий (с 1991) – этап вторичной институционализации, этап качественного скачка в развитии PR.
«
Паблик рилейшнз»
(PR; Public relations – связи с общественностью) – весьма богатое по числу данных ему «имён» понятие. Когда в 1975 году один из американских фондов (Foundation for Public Relations Research and Education) предпринял глубокое исследование данной темы, было выявлено около 500 определений PR. Участники исследования не ограничивались простыми подсчётами, а тщательно проанализировали собранные материалы и вывели своё, синтезированное определение, которое заключалось в следующем:
«Паблик рилейшнз» – это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информативным об общественном мнении и вовремя реагировать на него, быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; определяет главную задачу руководства – служить интересам общественности – и делает на ней особый упор; выполняет роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности.
«Паблик рилейшнз» - это постоянно развивающаяся система, а разнообразие её описаний свидетельствует лишь о возникновении или доминировании каких-либо тенденций в определённые периоды либо у определённых групп исследователей и практиков. Именно с этой точки зрения целесообразно сделать краткий анализ ряда трактовок PR. [9; 2]