Основные направления повышения эффективности процесса подготовки и переподготовки кадров
Оценка деятельности подразделений управления персоналом – это систематический, четко организованный процесс, направленный на соизмерение затрат и результатов, связанных с деятельностью кадровых служб, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности организации в прошлом, с итогами деятельности других организаций45. Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько кадровая составляющая способствует достижению целей организации и выполнению соответствующих задач.
Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких как качество выполняемой работы, удовлетворенность работников, исполнительская дисциплина, текучесть кадров.
Рассмотрим деятельность управления персоналом отдела социальной защиты Алькеевского муниципального района. Деятельность учреждений социальной защиты направлена на снижение социальной напряженности в обществе; создание условий для оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; создание благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном обслуживании, а также обеспечение временного приюта; защиту конституционных прав пенсионеров, семей с детьми и др. группами населения, нуждающихся в государственной поддержке; адаптацию населения к новым социально-экономическим условиям жизни; решение проблем социальной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами; создание действенного механизма защиты прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и многое другое.
Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько кадровая составляющая способствует достижению целей организации и выполнении соответствующих задач.
Функцию управления персоналом в социальной защите выполняет отдел кадров и линейные руководители. Однако, как показал анализ деятельности по управлению персоналом, эта функция выполняется неэффективно.
Регламентирование является ключевым вопросом организации управления. Оно дает возможность упорядочить полномочия и ответственность работников, четко определить их права и обязанности.
В то же время в социальной защите наблюдается пренебрежительное отношение к документам, регламентирующим труд работников управления. Смешанный характер функций, нечеткое разграничение полномочий специалистов в управляющей и управляемой системах. Отсутствуют профессиограммы, стандарты профессиональной деятельности.
Анализ состояния регламентирующей документации показал, что должностные инструкции и положения об отделах устарели. Очевидно, что регламентирующая документация, утвержденная руководителем, не является инструментом управления, так как не может регулировать деятельность отдела, даже взаимоотношения сотрудников.
Процесс профессиональной подготовки, переподготовки работников, обучение вторым профессиям в организации при необходимости осуществляется в учреждениях среднего, высшего профессионального образования. Для муниципальных служащих сроки переподготовки устанавливаются от 3 до 6 месяцев. На период профессиональной переподготовки (переквалификации) за муниципальным служащим сохраняются денежное содержание по замещаемой муниципальной должности, а также другие гарантии. Создаются условия обучения, также возмещаются за счет средств органа муниципального самоуправления, связанные с обучением расходы. Обучение может производиться вне отрыва от работы.
В свою очередь новое качество работы требует от работников новых знаний и умений. Поэтому, для того, чтобы соответствовать возрастающим требованиям к отрасли, каждому работнику, специалисту необходимо самосовершенствоваться, повышать уровень своих знаний, образования культуры производства, улучшать профессиональное мастерство.
Поскольку работа социальной защиты многообразна, кадровому обеспечению отводится большая роль. В отделе социальной защиты работают люди разных специальностей: педагоги, медработники, юристы, психологи, специалисты по социальной работе и др. Сейчас многие социальные работники, ощущая нехватку знаний, стремятся их пополнить. В настоящее время заочно в вузах обучаются 10 человек. Большое значение придается повышению квалификации руководителей и специалистов. В 2007 году 8 специалистов повышали свой профессионализм на различных курсах республики и в России.