Стратегия захвата
Пример 3
"Захватчики" приобрели 5 процентов акций ОАО "Рога и копыта" у миноритарных акционеров. Противник подключил защиту - крупный банк. Под "прикрытием" проведения переговоров агрессоры скупили еще 10 процентов и наложили арест на недвижимость. Компания-цель блокирует регистрацию "рейдерского" пакета у реестродержателя. На основании определения суда по иску подставного акционера реестр был передан другому реестродержателю. В итоге банк выкупил "рейдерский" пакет по двойной цене. Причем 100-процентная прибыль в таких сделках считается неудачей. Обычно речь идет о 300-1 000-процентных прибылях.
5. Совершение враждебных корпоративных действий в отношении компании-цели.
В основном эти действия сводятся к проведению внеочередных общих собраний акционеров (участников) компании-цели и формированию параллельных органов управления предприятием. Также довольно часто враждебные корпоративные действия материализуются в виде судебного оспаривания действий и решений органов управления компании-цели. В отношении компании-цели инициируется значительное число часто абсурдных исков. Однако, как показывает практика, они сильно действуют на нервы руководителям и крупнейшим акционерам компании-цели. Используя несовершенство действующего законодательства, агрессоры часто осуществляют враждебные корпоративные действия в дополнение к другим в качестве средства устрашения или психологического воздействия. Например, если дополнительный выпуск ценных бумаг акционерного общества может быть признан недействительным в течение трех месяцев с даты начала его размещения, то решение совета директоров (наблюдательного совета) общества об утверждении отчета об итогах этого выпуска ценных бумаг может быть оспорено в течение более длительного срока. На практике этим часто пользуются, правда, обычно безрезультатно.
6. Проведение политики, направленной на дестабилизацию ситуации в компании-цели, а также создание последней различных проблем с поставщиками, потребителями, фискальными и правоохранительными органами, органами государственной власти и управления.
Указанные действия сводятся к направлению различных жалоб и заявлений в государственные, правоохранительные и фискальные органы. Довольно часто компании-агрессоры прибегают к такому испытанному приему, как возбуждение уголовного преследования по надуманным основаниям в отношении руководителей предприятия-цели, его основных акционеров. Большое внимание уделяется также работе с контрагентами предприятия: основных поставщиков и покупателей щедро снабжают дезинформацией о близком банкротстве компании-цели, что часто приносит плоды. Например, поставщики отказываются поставлять комплектующие на условиях отсрочки платежа, требуя предоплату. Такие внезапные изменения сбытовой политики основных поставщиков способны полностью парализовать нормальную работу компании-цели, при этом ее руководство вынуждено вести войну на два фронта: с агрессором и с собственными контрагентами.
Пример 4
Последним "залпом" захватчиков по Московскому заводу счетно-аналитических машин им. Калмыкова стало письмо в налоговую инспекцию, где черным по белому написано, что гендиректор Михаил Шурыгин слагает с себя полномочия. Его поддельная подпись заверена нотариусом из Санкт-Петербурга (фамилия неразборчива).
Пример 5
В течение нескольких месяцев проводилась "черная" пиар-кампания по дискредитации руководства Уральского государственного лесотехнического университета. В вузе массово разбрасывались газеты и листовки, направленные против руководства университета, в Интернете появились анонимные сайты с откровенными оскорблениями в адрес ректора и проректора. Отчисленные студенты устраивали тщательно срежиссированные "акции протеста", что могло привести к срыву учебного процесса и нормального функционирования высшего учебного заведения. О том, что данные псевдо-массовые акции тщательно готовились и прорабатывались, говорит тот факт, что, по ряду данных, материалы и сюжеты, размещенные в СМИ о проведенных акциях, буквально на следующий же день поступали в аппарат полномочного представителя Президента РФ и в экстренном порядке доставлялись в Федеральное агентство по образованию. На данном этапе рейдеры на своих специализированных семинарах советуют провести атаку под названием "гробы". Это изобретение известного рейдера Ильи Дыскина. В кабинет директора вносят гроб и венки, на лентах надписи: "От семьи", "От трудового коллектива". Директор хватает телефонную трубку, а там - траурный марш. Результат - либо длительная госпитализация неугодного директора, либо его отставка.
7. Проведение мощной компании в средствах массовой информации, направленной на дискредитацию руководителей предприятия, ее основных акционеров.
Анализ многочисленных проектов по недружественным поглощениям показывает, что компании-агрессоры довольно часто используют в своей деятельности СМИ, с помощью которых ведется массированная кампания по дискредитации руководителей компании-цели и ее основных акционеров. Такие РR-кампании дают определенные результаты, особенно в тех случаях, когда требуется оказать психологическое давление на органы государственной власти и управления, а также на суды, рассматривающие дела, связанные с корпоративными конфликтами.