Принципы составления бизнес-плана

Содержание и структура бизнес-плана также зависит от конкретных характеристик продукта будущего бизнеса, степени конкуренции в отрасли и возможностей будущего расширения бизнеса.

Основная задача бизнес-плана – обосновать будущий коммерческий успех. Это можно сделать с помощью расчета финансовых показателей, которые должны характеризовать:

– финансовые потребности для создания бизнеса;

– объёмы продаж;

– размеры прибыли и убытков;

– движение наличности.

Примерная структура бизнес-плана:

1. Титульный лист.

2. Содержание бизнес-плана.

3. Резюме.

4. Отрасль, фирма и её продукция (услуги):

Текущая ситуация и тенденции развития отрасли.

Описание продукта (услуги) фирмы.

Патенты, товарные знаки, и другие права собственности.

Стратегия роста фирмы.

5. Исследования рынка:

Общая характеристика рынка продукта.

Целевой рынок бизнеса.

Место нахождения фирмы.

Оценка влияния внешних факторов.

6. Маркетинг-план:

Стратегия маркетинга.

Предполагаемые объёмы продаж.

7. Производственный план:

Основные производственные операции.

Машины и оборудование.

Сырьё, материалы и комплектующие.

Производственные и непроизводственные помещения.

8. Организационный план:

Форма организации бизнеса.

Потребность в персонале.

Собственники фирмы и команда основных менеджеров.

Организационная схема управления.

Кадровая политика и стратегия.

9. Оценка рисков:

Типы возможных рисков.

Способы реагирования на угрозу бизнеса.

10. Финансовый план:

План прибыли и убытков (план доходов и расходов).

План движения наличности.

Плановый баланс.

Расчет финансовых коэффициентов.

11. Определение безубыточности предприятия.

12. Приложения.

Логика разработки, требования к стилю написания и оформления бизнес-плана

Логика разработки

бизнес-плана

Универсальной последовательной разработки бизнес-плана не существует.

В тоже время общая логика разработки бизнес-плана имеет место и состоит она из следующих этапов:

1. Выбор продукции или услуг для рынка.

2. Исследования рыночной среды будущего бизнеса.

3. Выбор место нахождения фирмы.

4. Прогнозирование объёмов продаж.

5. Определение производственных параметров будущего бизнеса.

6. Проработка ценовой и сбытовой политики.

7. Обоснование выбора организационных параметров фирмы.

8. Описание потенциальных рисков бизнеса и действий по их минимизации.

9. Оценка финансовых параметров бизнеса.

10. Разработка основных положений бизнес-плана.

Требования к стилю написания бизнес-плана:

1. Бизнес-план должен быть сжатым, простым, но раскрывать сущность предпринимательского проекта. Для небольших проектов до 100 тыс. грн., инвестиций. Объём бизнес-плана не должен превышать 20–25 страниц. При инвестициях свыше 100 тыс. грн., объём бизнес-плана не должен превышать 50–60 страниц.

2. Бизнес-план должен быть функциональным т.е. включать только ту информацию которая может заинтересовать читающего.

3. Бизнес-план должен основываться на реалистических допущениях. Прогнозы должны быть обеспечены и подкреплены ссылками на тенденции развития отрасли, проведение исследования рынка, опыт работы конкурентов и другие.

4. Бизнес-плану противопоказан излишний оптимизм. В процессе разработки бизнес-плана необходимо ориентироваться на худшие показатели (этим создаётся «Запас мощности» будущего бизнеса).

5. Бизнес-план должен быть лёгким для восприятия.

6. Бизнес-план должен обеспечивать охрану конфиденциальной информации о фирме и её деятельности.

Необходимо жёстко контролировать сферу распространения плана или сделать отдельное приложение для узкого круга лиц.

Форма титульного листа.

Указывается: полное название фирмы; адрес; телефон; фамилии. Адреса и телефоны собственников (учредителей) фирмы; информация о характере и сфере бизнеса; информация об общих финансовых потребностях; указание на конфиденциальность бизнес-плана; год и месяц разработки бизнес-плана; фамилии авторов разработки.

Резюме.

Бизнес-план начинается с резюме. Но составляется резюме после того, когда написано все основные разделы бизнес-плана.

Главная задача резюме – показать, что предприниматель хорошо освоил и понимает основные положения бизнес-плана.

Резюме – это короткий одно-, двухстраничный обзор предпринимательского проекта. Оно должно быть написано так, чтобы максимально заинтересовать читающего в дальнейшем ознакомлении с бизнес-планом. Оно должно четко отражать положения бизнес-плана.

Основной перечень ключевых аспектов бизнеса, отражаемый в резюме, следующий:

– описание концепции бизнеса; его возможностей; которые обеспечивают преимущество на рынке;

– сведения о целевом рынке бизнеса (основные потребители, предполагаемые объёмы продаж, доля рынка, конкурентные преимущества фирмы);

– сведения о компетенции и профессионализме руководителя фирмы и менеджеров;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7