Принципы составления бизнес-плана
Концепция управления рисками
Концепция управления рисками включает следующие компоненты:
1) оценка степени риска т.е. определение потенциальных негативных последствий принятых решений, а также побочных эффектов, негативно влияющих на результаты деятельности;
2) отработка механизма реагирования на возможные негативные последствия;
3) разработка мероприятий по нейтрализации и компенсации возможных негативных последствий.
В процессе оценки риска необходимо учесть интересы всех участников проекта, т.е. инвесторов, исполнителей, продавцов, заказчиков, покупателей и т.д. Выявление возможных рисков можно произвести различными способами: от сложного анализа в моделях до интуитивных догадок.
В бизнес-плане необходимо стремиться количественно, оценить риски. Существуют следующие количественные методы оценки рисков:
- статистический;
- экспертных оценок;
- аналитический;
- аналогический.
Результаты оценки рисков могут быть представлены как абсолютными, так и относительными величинами.
В бизнес-плане должны быть показаны возможные убытки (потери активов, имущества, ценных бумаг, времени, имиджа). Причины возможных убытков могут быть разнообразными от политических факторов, экономической и социальной нестабильности, несовершенства кредитно-денежной системы, дофорсмажорных обстоятельств, некомпетентности кадров, рэкета и т.д.
В общем виде цена риска:
где – прибыль при отсутствии данного риска;
- прибыль при наличии.
Мероприятия по нейтрализации и минимизации негативных последствий возможных рисков
Реагирование на возможные негативные последствия предусматривают разработку мер предупредительно-профилактического характера. Они включают конкретные рекомендации действий в случае возникновения негативных последствий. С целью своевременного реагирования на негативные последствия разрабатываются альтернативные планы.
Разработка альтернативных планов производится по этапам:
1. определение основных факторов внутренней и внешней среды, которые могут негативно повлиять на бизнес;
2. определение масштабов их влияния на бизнес;
3. определение вероятности этого влияния;
4. разработка альтернативного плана действий, в котором необходимо определить критические точки, достижение которых свидетельствует о развитии неблагоприятной тенденции.
Альтернативные планы должны определять, что должны делать работники в неблагоприятной ситуации. Наличие альтернативных планов свидетельствует о том, что предприниматель знает о возможных рисках и готовиться к ним заранее.
Различают внешние и внутренние способы снижения рисков.
К внешним способам снижения риска относят:
1) делегирование части рисков партнерам по бизнес-плану;
2) хеджирование;
3) внешнее страхование рисков.
Хеджирование – это способ снижения рисков хозяйственной деятельности посредством заключения долгосрочных соглашений на поставку продукции между поставщиком и потребителем. По контракту потребитель получает право на фиксированное количество продукции по оговоренной цене и тем самым защищает себя от возможного роста цен. Поставщик в свою очередь гарантирует оговоренную цену на продукцию и тем самым защищает себя от возможного снижения цены.
Услуги страховых компаний могут быть как стандартизированными, так и договорными.
Внешние способы снижения риска разнообразны, например:
1) повышение качества и эффективности управления фирмой;
2) диверсификация деятельности;
3) лимитирование, т.е. ограничение верхнего предела инвестиций в определенный проект;
4) создание запасов;
5) увеличение обоснованности и полноты информации.
Фирма также может уменьшить свои потери, используя метод самострахования. Он связан с созданием специального резервного фонда для покрытия возможных убытков.
Самострахование применяется в случае, когда стоимость имущества, которое страхуется, невелика в сравнении с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Вероятность убытков невелика.