Принципы составления бизнес-плана
Опытные руководители и квалифицированные исполнители могут вывести предприятие из кризиса, и наоборот, неспособные могут загубить самое хорошее дело. Поэтому кадровые вопросы занимают важное место в бизнес-плане.
Разрабатывая организационный план необходимо ориентироваться на следующие цели:
1) убедить потенциальных инвесторов в том, что выбрана наиболее удачная организационно-правовая форма бизнеса;
2) показать с кем предприниматель собирается организовать дело, т.е. охарактеризовать менеджеров, которые будут занимать ключевые посты;
3) доказать, что команда менеджеров и руководитель фирмы способны реализовать бизнес-план.
Организационного план должен иметь краткие характеристики всех тех работников, от которых зависит успех бизнеса.
В бизнес-плане должны быть охарактеризованы собственники, менеджеры и внешние консультационные фирмы.
В конце организационный плана необходимо привести пояснения по вопросу кадровой политики и стратегии фирмы.
Инвесторам должно быть ясно, как в дальнейшем будет осуществляться подбор, подготовка кадров и оплата труда работников фирмы.
Организационный план должен содержать такие подразделы:
1. Организационная форма бизнеса.
2. Потребность фирмы в персонале.
3. Собственники фирмы, команда менеджеров, внешние консультанты.
4. Организационная схема управления.
5. Кадровая политика и стратегия.
Содержание основных разделов организационного плана
Процесс разработки организационный плана начинается с обоснования выбора организационной формы бизнеса.
На выбор организационной формы бизнеса влияют следующие факторы:
1) ответственность (как предприниматель относится к риску потери собственного имущества и защите других участников бизнеса в случае провала);
2) налоги (в зависимости от форм организации бизнеса);
3) финансовые потребности;
4) возможности роста бизнеса;
5) управленческие способности предпринимателей;
6) оперативность управления;
7) сложность ликвидации фирмы.
В организационном плане необходимо указать основные причины выбора соответствующей юридической формы организации бизнеса, указать на выгоды такого решения, охарактеризовать возможные изменения юридического статуса в перспективе.
Особое внимание в этом разделе необходимо уделить характеристике собственников будущего бизнеса и руководителей фирмы. По небольшим бизнес проектам достаточно дать общие сведения о профессионализме и квалификации работников. По большим бизнес проектам даются характеристики всех ключевых руководителей.
Организационная схема управления фирмой подготавливается следующим образом:
1) составляется перечень основных функций управления (производство, маркетинг, учёт, управление персоналом);
2) составляется перечень организационных единиц (цехов, отделов, служб);
3) составляется матрица – функция организационной единицы. При этом необходимо придерживаться правил:
а) все установленные функции должны быть разделены между исполнителями.
б) за каждое дело должно отвечать какое-то лицо, в противоположном случае функция выполняться не будет.
в) за выполнение определённых функций должен отвечать только один отдел или служба.
г) одному руководителю нельзя давать в подчинение более 5–6 подразделений.
4. на последнем этапе строиться организационная структура управления фирмы, на которой показывают все организационные единицы фирмы, их иерархические связи.
Производственный план
Задачи и составляющие производственного плана
«Конкурентную борьбу выигрывает на рынке, а проигрывают у себя дома». Поэтому инвесторов всегда интересует производственные аспекты бизнеса.
Производственный план основывается на маркетинговых прогнозах объёмов продаж и номенклатуры продукции.
В производственном плане приводятся стандарты, нормативы, касающиеся организации производства, материальных затрат, материальных запасов и т.д.
Основная задача производственного плана – доказать, что фирма:
– реально может организовать производство;
– способна изготавливать требуемый объём продукции соответствующего качества;
– имеет возможность приобрести необходимые ресурсы.
Производственный план должен дать ответы на следующие вопросы:
1) какие производственные операции будут выполняться фирмой в процессе изготовления продукции;
2) какие материально-технические ресурсы необходимы для изготовления продукции;
3) какие внешние факторы могут влиять на производственный процесс.
Производственный план начинается с краткой характеристики производственного процесса и описания основных производственных операций в их последовательности.
Описывая технологический процесс необходимо указать:
1) какие машины и инструменты необходимы для производства;
2) какое сырьё и материалы будут использоваться;
3) работников, каких профессий и квалификаций необходимо нанять;